Даже искусственный интеллект. Узнали, какой вклад в АПК вносит НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства

Генеральный директор НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства Дмитрий Комлач: никакие бури на внешних рынках сельхозмашин Беларуси не страшны

Недавно НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства отметил 75-летие. Создавалась организация для того, чтобы ускорить восстановление села после разрушительной войны. За первые 10 лет здесь создали 80 различных машин для земледелия и животноводства. В дальнейшем им, как говорится, потерян счет. Сегодня более 50 процентов сельхозтехники и оборудования, выпускаемых предприятиями Минпрома и Минсельхозпрода, разработано в центре или при его участии. 65—70 процентов всего плющеного зерна заготавливается с применением созданных здесь плющилок. Внедрение спроектированного в НПЦ пресс-подборщика для заготовки льнотресты позволило закрыть всю потребность страны в таких машинах. Более подробно о сегодняшнем и завтрашнем дне центра — в беседе с генеральным директором Дмитрием Комлачем.


— Дмитрий Иванович, Беларусь хорошо известна в мире как производитель различных тракторов и комбайнов. А какой представляет себе свою нишу в сфере сельхозмашиностроения ваш центр?

— Ее мы видим преимущественно в создании механизмов, которые агрегатируются с тракторами. Это различные машины для вспашки, культивации, сева, ухода за растениями, заготовки кормов, возделывания и уборки картофеля, корнеклубнеплодов, сахарной свеклы, кормовых корнеплодов, льна, плодоовощеводства, а также животноводства.

— Количество работников на селе постоянно уменьшается. Лет 30 назад их было больше миллиона, сейчас — в 4 раза меньше. Поэтому жизнь требует роста производительности труда.

— В связи с этим ставим задачу разрабатывать более мощные и производительные машины. При участии центра созданы 12-корпусный оборотный плуг, 9- и 12-метровая сеялка. Работаем над посевным агрегатом с шириной захвата 16 метров. Увеличиваем также их скорость. Создаются машины, которые будут двигаться быстрее 15 километров в час.

— Центр создает множество различных машин и механизмов. Какая у вас есть возможность для их производства?

— Все заводы сельхозмашиностроения страны имеют специализацию. Поэтому уже на стадии разработки проекта мы знаем, где он будет воплощаться в жизнь. Например, сеялки выпускают ОАО «Амкодор», «Лидагропроммаш». У нас есть свой экспериментальный завод на территории центра в столице и опытное производство в пригородных Ждановичах. Выпускаем машины для картофелеводства (от посева до подготовки клубней к продаже). Всего их 65 видов. Также производим навесное оборудование к тракторам МТЗ-80, МТЗ-1221 и многое другое. Список большой. Значительную часть выпущенной своими силами продукции экспортируем. Например, произведенные в этом году 20 картофелесажалок реализованы в Россию. За прошлый год внешние поставки составили 8,5 миллиона долларов. В 2022-м ожидается примерно на 50 процентов больше.

— В связи с последними международными событиями все более актуальным становится вопрос импортозамещения.

— Для нас он был важен всегда. Импортозамещением занимаемся много лет. При этом хочу отметить: работаем в тесной кооперации с российскими партнерами, а все, что поступает от восточных соседей, не считаем импортом. Поэтому из западных стран комплектующих у нас было мало. Сейчас вообще почти все стремимся производить сами или с помощью российских друзей. Если это невозможно, на помощь приходят партнеры из Китая и других азиатских стран. Словом, смогли перестроиться, никакие трудности сейчас не страшны.

— Давайте посмотрим на проб­лему импортозамещения более глобально. Не будет ли трудностей у белорусского сельского хозяйства, если вообще не завозить машины из-за рубежа?

— Наше сельхозмашиностроение уже давно закрывает позиции по всей номенклатуре. Производим тракторы любой мощности, погрузчики, кормо- и зерноуборочные комбайны. Все, что разработано с участием нашего центра, производится на разных заводах, позволяет вспахать, прокультивировать почву, посеять любые культуры, провести уход за посевами, убрать урожай. Лишь для уборки и погрузки сахарной свек­лы требуются импортные машины. Но, уверен, если очень понадобится, белорусские конструкторы и производители техники быстро создадут такие комбайны. Поэтому могу с уверенностью заявить, что никакие бури на международных рынках сельхозмашин Беларуси не страшны.

— Вернемся к теме нехватки рабочих рук. Лет 40—50 назад в сельхозпроизводстве было еще немало ручного труда: подъем льнотресты, уборка картофеля, стогование соломы. Все эти операции уже давно механизированы. Но осталась одна важная сфера, которая все-таки по-прежнему требует ручного труда. Речь идет о плодоводстве. Ягоды, яблоки приходится снимать вручную во избежание повреждений. В какой степени здесь возможны механизация и рост производительности труда?

— Мы в этом направлении работаем. Создали машину для уборки и обрезки плодовых деревьев. Это самоходный агрегат, оборудованный контейнерами. Конечно, без ручного труда не обойтись, но его производительность значительно повышается. Работники срывают яблоки и кладут на мягкий конвейер, с помощью которого плоды попадают в контейнер. Платформы машины регулируются по ширине и высоте, поэтому съем плодов ускоряется. Ведь раньше человеку надо было становиться на лестницу, срывать яблоки и передавать другому для укладки в емкость. При новом подходе эффективность труда вырастает более чем в 10 раз. Также разработана машина для обрезки веток в саду. Их она сгребает в валок, перемалывает и смешивает с почвой. В результате нет отходов, зато есть удобрение.

Или возьмем уборку моркови и столовой свеклы. Раньше с помощью копателей она подкапывалась и укладывалась на поверхность, а затем удаление ботвы и уборка шли вручную. Мы создали для этой цели комбайн теребильного типа, который обеспечивает бережную уборку и высокую производительность. А наш комбайн для уборки капусты заменяет 40—50 человек, занятых ранее такой работой.

— Климат меняется в сторону потепления. Мы все чаще сталкиваемся с нехваткой влаги. Встает вопрос о более активном ведении поливочного земледелия. Какой вклад здесь готов внести ваш центр?

— Уже сделано немало. Разработана дождевальная установка для полива овощных, кормовых, технических культур и многолетних трав. Нехватка влаги затрагивает и сады. Для получения стабильных высоких урожаев плодов необходимо их орошение, особенно в садах интенсивного типа на низкорослых подвоях. Для этого в центре создано специальное поливочное оборудование. Его особенность: низкое расположение распылительных устройств оросительной тележки (до 0,3 метра), а создаваемый при поливе факел дождя не превышает по высоте 1 метр, что позволяет производить подкронный полив плодовых деревьев, при котором остаются сухими листья и другие надземные вегетативные органы. Это создает благоприятные фитосанитарные условия и уменьшает вероятность распространения болезней.

Остановлюсь на еще одной важной детали. В хозяйствах шланговые дож­девальные установки используют в комплекте с насосными агрегатами с приводом от вала отбора мощности трактора. Однако в период активного ведения сельхозработ отвлечение мобильного энергетического средства на работу водяного насоса становится проблематичным. Для обеспечения подачи воды из открытого источника к оросительным установкам в автономном режиме в нашем центре разработана станция дизель-насосная, которую изготавливает свой экспериментальный завод.

Продукция экспериментального завода НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства.

— В нашу жизнь все чаще входит искусственный интеллект, появляется больше разумных машин. Участвует ли ваш центр в их создании?

— Несомненно. Например, совместно с Институтом проблем информатики НАН разработана линия для фасовки и сортировки яблок — как по размеру, так и типу дефекта. Создан образец машины для деления картофеля в автоматическом режиме. Искусственный интеллект определяет, какие клубни пригодны для дальнейшего использования, а какие требуют немедленной переработки или утилизации.

Сегодня системой подруливания трактора уже никого не удивишь. Мы пошли дальше и создали навеску на трактор, на которую цепляется любой агрегат, например культиватор для междурядной обработки. Эта навеска независимо от траектории движения трактора управляет сельхозагрегатом. То есть при уходе за посевами полностью исключено их повреждение.

— Заняты ли вы в сфере возобновляемой энергетики?

— В нашем дочернем предприя­тии — экспериментальной базе «Зазерье» Пуховичского района — построен и действует биогазовый комплекс. Он производит электро­энергию из навоза расположенной рядом фермы. При его проектировании ставилась задача снизить вложения за счет использования отечественных комплектующих. Частично это получилось. Локализация технологической части — 50 процентов, с учетом строительства — 80. Импортное оборудование использовалось из-за отсутствия белорусского на момент строительства. Сейчас наши разработки позволяют значительно увеличить локализацию.

В центре также создан гелионагреватель воды, который работает от дневного света независимо от того, светит солнце или нет. Его можно использовать в различных сельскохозяйственных помещениях.

— Дмитрий Иванович, по каким еще наиболее важным направлениям сейчас работает центр?

— Большое внимание уделяем кормозаготовке. Задались целью решить проблему зольности кормов, то есть снижения в них почвенных примесей. С этой целью разработали и провели предварительные испытания граблей-валкователей с шириной захвата 9,5 метра. Они очень бережно сгребают скошенные травы. Совершенствуем информационную систему, отслеживающую физиологическое состояние животных. Ведь специалистам на фермах всегда важно знать, когда животное приходит в охоту, когда есть какие-то проблемы со здоровьем и так далее. Создаем полное программное обеспечение, которое будет работать не только с отечественным, но и импортным доильным оборудованием. Ведем исследования в сфере роботизированного доения. Словом, задумок много. Стараемся быстрее воплощать их в жизнь.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter