Генерал с большой буквы

Сергей Конопацкий родился в деревне Вильча Житковичского района...

— За время армейской службы вы честно выполняли свой воинский долг. Уверен, что внутренние войска стали для вас настоящей школой возмужания...


48 бойцов, увольняющихся в запас, которые в середине января услышали эти теплые слова от первого заместителя командующего внутренними войсками — начальника штаба Сергея Конопацкого, запомнят их надолго. В тот день в гарнизонном клубе столичной бригады милиции генерал–майор вручил лучшим солдатам Благодарности командующего — высшую степень признательности за службу. По–отечески поздравил каждого, пожелал успехов, пожал руку. Многие из этих пацанов, робко глядя на генерала, наверняка в тайне мечтали добиться когда–нибудь таких же высот. И никто из них уж точно не подозревал, что станет последним «срочником», которого первый заместитель командующего благословит во взрослую жизнь. Кто мог в такое поверить? 23 февраля, когда во всех военных структурах отмечали профессиональный праздник, Сергея Конопацкого не стало... И теперь уже коллеги–офицеры, с которыми он служил, говорят так: генерал честно выполнял свой воинский долг. А какой была его школа?


Сергей Конопацкий родился в деревне Вильча Житковичского района. Мальчишка мечтал о военной службе и после того как получил среднее образование, поступил в Орджоникидзевское высшее командное училище имени Кирова МВД СССР. Дальше начался трудный непланомерный, «нехрестоматийный», карьерный рост. Вначале — командир взвода 479–го конвойного полка управления внутренних войск МВД СССР по Украинской ССР и Молдавской ССР, потом — командир роты 18–й отдельной конвойной бригады, ротный в войсковой части 7404. Батальон, бригада, факультет внутренних войск — Сергей Конопацкий командовал различными подразделениями и соединениями, а в 2005–м был назначен первым заместителем командующего — начальником штаба.


— С генералом я был знаком с 1993 года, — вспоминает заместитель начальника управления боевой службы, полковник Александр Чепик. — Он служил командиром роты на Опанского, а я пришел помощником начальника штаба батальона войсковой части 7404. Хочу сказать, что Сергей Андреевич, несмотря на возраст, занимаемые должности, место службы, а он объездил практически всю страну, сохранял в себе молодой задор. В бытность комбригом в Барановичах, например, в 6 часов утра выходил с солдатами на зарядку. Он аккумулировал энергию и щедро делился ею с подчиненными. Я бы назвал его службистом, но в хорошем, положительном смысле. Наверное, нет сейчас в войсках такого человека, который бы настолько отдавал себя службе.


Сослуживцы называют генерала Конопацкого генератором идей — причем не только в организации боевой службы, но и бытовых вопросов. Нынешний командир в/ч 7404 Сергей Сандалюк (в 1996–м он командовал ротой, а С.Конопацкий — батальоном этой части), например, говорит, что одни из первых в войсках дискотек для солдат были организованы именно под патронатом Сергея Андреевича.


— Появление душа в караульном помещении, реконструкция казарм, столовых — для обывателя это, пожалуй, естественно, но в военной среде, а особенно в те времена, такие изменения были революционными. И Сергей Андреевич их всячески поддерживал, — рассказывает С.Сандалюк. — С солдатами в выходные дни мы тогда начали ходить не только по музеям, как принято, но и в парки, на концерты. Стал инициатором проведения традиционных встреч с родителями.


Умел генерал Конопацкий и пожурить. Но ругал, улыбаются сослуживцы, профессионально. Из его кабинета не выходили с чувством ненависти к начальнику, как нередко бывает у военных, а с пониманием того, что все по делу, что взбучку ты заслужил. Коллективом Сергей Андреевич управлял мастерски.


— Помню такой случай: провожали одного военнослужащего на пенсию, — продолжает Сергей Сандалюк. — Конопацкий поручил мне купить картину в подарок. А времени не было, до поздравления оставалось несколько часов. Ну я и купил то, что попалось под руку. Пейзажик незатейливый — речка, рыбак в лодке, стая голубей в углу. Показал комбату. После длинной паузы Сергей Андреевич рассказал, что такое эстетический вкус, который так необходим при выборе не только картины... Но делать нечего — нужно дарить. Приходим, все готово к торжеству. И тут Сергей Андреевич, обращаясь к герою события, сказал: «Хочу подарить тебе картину. Она глубоко символична. Река — это река жизни. Рыбак в лодке — это ты. Стая голубей — коллектив. Запомни: ты не оторвался от коллектива. Мы движемся в одном направлении». И тот, кому это было сказано, как себя не сдерживал, все–таки обронил слезу... Получилось, что лучше этой плохонькой картины ничего и не было, что комбат специально подбирал ее.


Кстати, о коллективе. Бойцов Конопацкий не чурался никогда. Часто играли вместе в волейбол. В одной команде — командир роты, во второй — комбат.


...Особый, хоть и недолгий период в карьере Сергея Конопацкого — руководство факультетом внутренних войск. Возглавлял он его чуть больше года, но в историю офицерской альма–матер вошел навсегда.


— К нам он пришел с должности командира в/ч 7404 — бригады по охране объектов, — рассказывает заместитель начальника факультета по идеологической работе Андрей Шавель. — Это был уже опытный, состоявшийся офицер–практик. Сергей Андреевич прекрасно знал специфику охраны исправительных учреждений, был хорошо знаком со всеми начальниками колоний, поэтому тут же отправил туда на стажировку преподавателей.


В интервью тех лет С.Конопацкий говорил о роли практики, об увеличении количества стажировок, которые для молодого офицера бесценны. Слова не разошлись с делом. Именно при Сергее Андреевиче были созданы основные учебные объекты — исправительная колония, городок криминалистики, городок патрульно–постовой службы и другие, где и сейчас оттачивают навыки курсанты факультета. Процессом строительства начальник руководил сам, вникая в каждую мелочь.


— Будучи назначенным на высокую должность, Сергей Конопацкий не забывал о факультете. Бывал у нас практически каждую неделю, мог зайти в аудиторию, рассказать курсантам что–то из своего богатого опыта, — продолжает А.Шавель. — А генеральское звание на тех, с кем он общался и кем командовал, кстати, совсем не давило. Наоборот, мы гордились тем, что служили вместе с ним.


О том, что Сергей Андреевич тяжело болен, коллеги знали. Однако о болезни он предпочитал не говорить. За несколько дней до того, как генерала не стало, он делился с друзьями планами: собирался выписаться из больницы, взять двухнедельный отпуск, поехать на родину, где в доме разобрал печку...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter