Генадий — Теркин

В заглавии не допущена ошибка. Просто слились в неразделимое целое моноспектакль народного артиста Беларуси Геннадия Овсянникова и великая поэма Александра Твардовского «Василий Теркин»
В заглавии не допущена ошибка. Просто слились в неразделимое целое моноспектакль народного артиста Беларуси Геннадия Овсянникова и великая поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» Артист-купаловец вместе с режиссером Владимиром Савицким решил к 60-летию Великой Победы сделать монологи про бойца. В театре такая работа, увы, не планировалась. Наверное, было бы естественно, чтобы о подобной литературе и конкретном писателе-фронтовике вспомнил Русский театр. Теркин и Твардовский – знаковые явления русской культуры. К сожалению, на белорусский язык поэма не переведена и, возможно, просто непереводима, столько в ней строчек, что давно разошлись как поговорки и афоризмы. Они живут в народе, повторяются, цитируются, и давно забыто, что это не фольклор, а вполне конкретный автор — Александр Трифонович Твардовский. По-своему, он человек-легенда, как, впрочем, и его герой. Впервые Геннадий Овсянников публично читал поэму о Василии Теркине в 1953 году, когда поступал учиться в театральный институт. Прошло более пятидесяти лет, за плечами огромная творческая жизнь, а стихи все звучали в нем и просились наружу. Блестящий комедийный актер, трогательно-наивный, Овсянников неразлучен в творчестве с темой маленького человека, не борца, а бойца, не руководителя, а подчиненного. Им командуют начальники, жены, дети, коллеги, приятели, а он честно и добросовестно исполняет приказы, не ноет, не жалуется. На таких мир держится. Он переиграл подобные образы белорусской литературы. Но душа, наверное, требовала большей литературной силы. Он мог бы сыграть в гоголевской «Шинели», но ее не ставили. А своего шляхтича Завальню дотянул до обобщающего образа истинного крестьянина с национальной ментальностью. Актер справил юбилей. Его знают и любят. Чего не сидится? Почему не ходит, выпятив грудь? Кажется всеми возможными наградами наделен? Мне жалко, что у сегодняшних актеров не принято смотреть спектакли своих коллег и мало кто придет в зрительный зал педагогического университета, чтобы поучиться мастерству. А надо бы! Овсянников играет не на своей территории, для молодежи, которая ничего не знает о войне. Вернее, знает умом, а не сердцем. И с помощью искусства театра открывает для себя новые истины, новые чувства. Овсянников не прячется за игру. Все время перед нами его открытое лицо с симфонией переживаний, с психологическими нюансами. Он даже не накинул на плечи шинельку. В строгом концертном костюме специально, потому что вспоминает о войне, комментирует ее, возвращается душой и мыслями в мир Василия Теркина. Большая война и скромная человеческая судьба, всего лишь отмеченная медалью. Забавные ситуации и хитрая мужицкая смекалка. Подвиг без пафоса. На все пригодные руки. Это все овсянниковский Василий Теркин. Ни одной фальшивой ноты. Отсутствие штампованных актерских интонаций. И удивительное человеческое и профессиональное достоинство. Знаю творчество Ганнадия Степановича с юности. Он многое умеет, но тут — в особом качестве. Словно прорвался к чему-то заветному, неиспытанному. На летящем вдохновении, как в минуты влюбленности. Думается о несправедливости. Актер в прекрасной форме. Ему есть что сказать. Он хочет работать. Отточенное мастерство блистает алмазными гранями. Почему он мало играет в родном театре? На нем бы сейчас строить репертуар! Утешает одно: монологи про бойца будут отменным концертным выездом по Беларуси. Сотни зрителей получат возможность прикоснуться к настоящему искусству, потому что артист не желает молчать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter