Лучший инновационный проект года - тест-система для острых лейкозов

Ген в конце тоннеля

Рак крови — лейкоз — ежегодно обнаруживается у 60 — 80 маленьких и около 240 взрослых жителей нашей страны. Эффективность же его лечения во многом зависит от того, как быстро и насколько точно была проведена диагностика. Поэтому специалисты стараются постоянно совершенствовать ее методы. Свежий пример: в лаборатории генетических биотехнологий РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии разработали тест–систему для диагностики ряда генетических нарушений у детей с острыми лейкозами. В кратчайшие сроки она позволяет не только понять, какой разновидностью рака крови страдает пациент, но и определиться с подходом к лечению. На Республиканском конкурсе инновационных проектов эту работу эксперты признали лучшей.


К лейкозу приводят генетические изменения в клетках. Если их обнаружить, распознать, можно получить довольно много ценной информации, например, к какому препарату болезнь окажется наиболее восприимчива. Стоит сказать, что заболевание, которое когда–то именовали общим термином «рак крови», теперь подразделяется примерно на 70 категорий, и из них около полутора десятков подгрупп именно острые лейкозы. Тест–система позволяет изучить до 20 генов, важных для диагностики, и понять, с чем именно врач имеет дело.

— Во–первых, это помогает точной диагностике и выбору оптимальной терапии в зависимости от типа острого лейкоза. Во–вторых, появляется возможность использовать вещества, действующие прицельно, учитывающие выявленные генетические изменения, так называемые таргетные, направленные «на мишень» лекарства. В–третьих, такая диагностика важна для оценки эффективности лечения, отслеживания оставшихся опухолевых клеток. Так как мы знаем, что генетические изменения — характеристика опухолевой клетки, для нас это является маркером заболевания. Если при последующих анализах измененных клеток нет, значит, все нормально, пациент находится в ремиссии. А вот их наличие поможет определить и, возможно, предотвратить возврат заболевания, — перечисляет возможности метода заведующий лабораторией генетических биотехнологий Анатолий Кустанович.

Анатолий Кустанович и разработка-победитель.

Изначально на разработку собственной тест–системы в РПНЦ делали ставку, чтобы сделать диагностику более эффективной. Чтобы появился удобный метод, который выполнял бы небольшой коллектив сотрудников, получая информацию достаточно быстро. В итоге теперь это уже дело одного дня: если материал, где содержатся опухолевые клетки у пациентов с лейкозами — кровь или костный мозг, поступает в лабораторию утром, то к вечеру может быть готов результат, который даст представление врачам о том, что нужно делать. Конечно, Анатолий Кустанович подчеркивает, это лишь часть диагностики и только на этом тесте выбор терапии не основывается, проводится и масса других анализов... Но этот важный кусочек пазла помогает увидеть картину в целом. Кстати, сама тест–система гибкая, ее можно адаптировать под решение разных задач, например, увеличивая количество определяемых генов.

Тест-система в действии.

Еще одна важная цель, достигнутая благодаря разработке, — импортозамещение. Некоторое время назад в РНПЦ для исследований острых лейкозов использовался датский набор HemaVision, однако от него пришлось отказаться из–за сложностей с закупками и высокой стоимости анализа — 100 евро на человека. Себестоимость аналогичного исследования с помощью нашей тест–системы в 10 раз меньше. Метод при этом используется собственный, сейчас он на стадии получения патента. Эффект же достигается не только экономический, но и социальный: получен еще один союзник в борьбе с коварной болезнью.

vasililishina@sb.by

Советская Белоруссия № 5 (24887). Среда, 13 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter