В этом году известный белорусский режиссер Олег Жюгжда поставил в России семь спектаклей

Где живут джинны

В Омском театре кукол дают премьеру нестареющей сказки «Волшебная лампа Аладдина». Над спектаклем работала белорусская команда во главе с известным режиссером Олегом Жюгждой. Несмотря на пандемию, это уже восьмая его постановка в 2021 году. И семь из них — на российских сценах.

Олег Жюгжда: «Волшебная лампа Аладдина» — с раннего детства моя любимая сказка.
СВЕТЛАНА СИБИНА

«Волшебная лампа Аладдина» в омском «Арлекине» завершает творческий марафон — 2021. В основу спектакля легла классическая пьеса знаменитого русского драматурга Нины Гернет, которая до сих пор остается в топе самых востребованных авторов. Здесь все: и чудеса, и коварство, и любовь — пропитано восточным колоритом. Режиссер признается, что сам в детстве обожал эту сказку. И вот теперь в холодной Сибири представилась возможность ее поставить.

— Это одна из самых красивых сказок, — считает Олег Жюгжда.  Мне очень нравится экзотика Востока и хочется этим поделиться. С теми, кто не смог слетать в Египет. Пусть они среди зимы окажутся в жаркой пустыне. Посмотрят на наши миражи. Согреются и поверят в чудо.

Сюжет спектакля классический, однако поставлен он в стиле японского театра бунраку, когда одну куклу водят несколько человек. Столь трепетное и уважительное отношение к ней в духе режиссера. Задача актеров, оставаясь почти невидимыми, сделать все, чтобы кукла ожила.

На сцене почти нет декораций. Одни барханы да сияющие софиты‑солнца. Кукловоды, одетые в песочные балахоны и тюрбаны, сливаются с пустыней. Зато главные герои‑куклы блистают на этом фоне яркими нарядами. Вот под звуки восточной мелодии среди песка вырастает великолепный золотой дворец. Вот из старой лампы самым чудесным образом появляется огромный джинн. Как — режиссер держит в секрете. Пусть это останется интригой для зрителей...

На первый взгляд, все до гениальности просто. Наверное, с такими спектаклями легко гастролировать. Однако это далеко не так.

— Реквизита действительно мало. Зато много света, звука, микрофонов и другой аппаратуры, которые создают весь этот музыкально‑цветовой восточный колорит, — поясняет Олег Жюгжда. — Учитывая плотность показов в каникулы, мы сделали большое количество записей, поддерживающих голоса. В актерской команде десять человек. И успех постановки зависит от действий каждого. Что бы ни случилось, пластика куклы должна быть безукоризненной. Тогда это вызывает удивление: смотрите, Аладдин и царевна Будур совсем как живые! Ребенок уйдет со спектакля удивленным. И захочет вернуться.

Главный режиссер признается, что пандемия основательно осложнила жизнь белорусским театрам, особенно детским. Ограничения сломали систему школьных абонементов, на которую три десятка лет делали ставку гродненцы. По объективным причинам труппу покинули главный художник и ведущий актер. Афиша поредела, и выгоднее стало играть спектакли для взрослых. В лидерах проката — «Вий», «Фауст», «Демон». Международные фестивали тоже взяли паузу. В этом году театр сумел поучаствовать только в обменных с Минском гастролях и стать лауреатом двух премий национального театрального фестиваля. Неясность ситуации сдерживает и творческий процесс.

Тем не менее жизнь не стоит на месте. В этом году Олег Жюгжда даже сумел повторить свой рекорд 2007‑го, поставив сразу восемь спектаклей. В этом списке — «Маленькие трагедии» в Рязани, «Белый пароход» в Магнитогорске, «Медной горы хозяйка» в Перми, «Тристан и Изольда» в Москве, «Вещь» в Мытищах, «Обыкновенное чудо» в Абакане. «Волшебная лампа Аладдина» завершила творческий календарь — 2021. Но насколько сложно работать с разными театрами в таком цейтноте?

— Справляюсь, — признается режиссер. — Обновлять репертуар стремятся все. А я приобретаю новый опыт, энергетику, труппу. Поставил спектакль — и это уже мой театр и мои актеры. Конечно, соответствовать разным творческим запросам непросто, но можно. Дома, где кроме спектакля приходится решать и многие другие проблемы, все гораздо сложнее. В Гродненском театре кукол меня ждет премьера «Русалочки» в новом оригинальном прочтении. Потом — новогодний марафон. Прекрасное время, когда все верят в чудеса и думают о счастливом будущем.

ДОСЛОВНО

Татьяна Канащук, директор Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин»:

Олег Жюгжда — главный режиссер Гродненского театра кукол, лауреат Национальной театральной премии Беларуси, дважды номинант «Золотой маски» — это востребованный, универсальный и мобильный режиссер, за которым театры выстраиваются в очередь. «Волшебная лампа Аладдина» — уже третий спектакль, который он поставил на нашей сцене, а «Ворон» и «Красавица и чудовище» прочно вошли в афишу. Нам импонирует, что он позитивно мыслит, умеет делать качественные спектакли, а также глубоко понимает проблемы и задачи театра кукол. Поэтому работать с ним — настоящая удача.

Светлана Сибина

sibina@inbox.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter