Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Мне говорили: ты плохая – и я верила». Откровения жертвы домашнего насилия

Где выход?

Домашнее насилие – это не только тычки, пощечины и синяки, торопливо замазанные тональным кремом. Есть еще насилие психологическое, которое ранит ничуть не меньше. Когда тебе каждый день говорят, что ты плохой, никчемный и ни на что не способный, сам невольно начинаешь в это верить. Минчанка Ирина М. живет в такой атмосфере не первый год и выхода из ситуации, увы, пока не видит...


Мама говорила: «Терпи»

Все начиналось почти как в кино. Она – выпускница филфака: умная, тонкая, цитирующая Ахматову и Гомера. Он – подающий надежды молодой офицер из хорошей семьи. Брак запланированный, нескоропалительный: прежде чем обменяться кольцами, Ирина и Сергей общались два года, и за это время никаких странностей девушка за ним не заметила.

Первые звоночки появились после рождения дочери.

– Помню, как мы поехали в магазин покупать ребенку игрушку, а ее там не оказалось. Муж орал на меня так, что на нас смотрела вся автобусная остановка, а пассажиры на всякий случай обходили стороной – мало ли, вдруг и им достанется. Позже он извинился, и я его простила: сложная работа, маленький ребенок, постоянный недосып – вот и вспылил человек, с кем не бывает.

Но дальше было только хуже. Сергей стал специально искать повод, чтобы поругаться. Причиной скандала могло стать все что угодно: невымытая тарелка в раковине, беспорядок в дальнем ящике комода, купленные Ириной босоножки, которые, на его взгляд, были «старушечьими» и недостаточно модными.

– Иногда я чувствую себя голливудской звездой, ведь каждый мой промах рассматривается словно под лупой. Поначалу мама говорила: «Терпи: он имеет право требовать. Ведь он работает, содержит семью». Но, увидев, как он клюет меня по каждой мелочи, даже она не выдержала: «Серега, ну это уже ни в какие ворота не лезет!» Я давно поняла: мужу нужно, чтобы мне было плохо, – только тогда ему хорошо. Он словно подпитывается моей болью, страхом, слезами. Для чего ему это, я так и не поняла. В чужую голову не заглянешь.

Я есть зло

Без обидных замечаний и упреков не обходится ни дня, их поток нескончаем:

– Поначалу я воспринимала все буквально. Муж сказал, что ему не нравится моя прическа, – и я пошла на курсы парикмахеров. Упрекнул, что дома нет идеального порядка, – окончила курсы горничных. А еще – флористики, арт-тера­пии, курсы личностного роста…

Но ситуацию в семье это не изменило:

– Я как будто все время живу в режиме стрессового интервью: постоянно жду, что меня заденут, обидят, унизят. «Зачем тебе «Одиссея» Гомера? Ты представительница плебейского рода и не имеешь права читать такие книги». «День твоего рождения – это черный день в истории». Все это очень бьет по самооценке, вгоняет в депрессию. Через какое-то время начинаешь всерьез верить в то, что ты и есть сосредоточение мирового зла. Как шутит мой супруг, «есть Гитлер, Сталин, Муссолини – и ты».

А потом муж ее ударил.


– В первый раз я впала в ступор. А на другой – дала сдачу: изо всех сил укусила его за руку. Самое странное, что после этой истории все равно чувствовала себя виноватой и даже звонила в службу психологической помощи, чтобы спросить, правильно ли я сделала, что укусила. О том, что проблема не во мне и я просто защищалась, почему-то не подумалось.

После этого случая Ирина начала искать, где ей могут помочь:

– Какое-то время ходила в группу для жертв домашнего насилия. Мы с другими участницами хорошо общались, занимались творчеством, но большой пользы в этом не было. Как обычно проходят занятия? Ты рассказываешь свою историю, а другие участницы, у которых такие же неразрешенные проблемы в семье, комментируют, дают советы. Это все равно что сидеть под кабинетом врача с переломанными руками и слушать, как люди из очереди говорят: «В следующий раз будь аккуратнее!»

Даже на солнце бывают пятна

Спустя 12 лет брака Ирина с мужем развелись. Но они продолжают жить под одной крышей – ради детей:

– Что ни говори, но он отличный папа – веселый, артистичный, охотно с ними играет. Не хотелось бы лишать детей отца.

Развод помог Ирине немного дистанцироваться от бывшего супруга, но ситуация кардинально не изменилась – «воз и ныне там», признается она:

– Я до сих пор слышу одни упреки, ни слова похвалы. Доходит до смешного: пару лет назад я выиграла конкурс купальских венков и букетов (после курсов флористики Ирина работает в цветочном бизнесе. – Прим. авт.). Увидев, что я вернулась домой радостная, с подарками, он стал жаловаться кому-то по телефону: «Пришла тут, понимаешь ли, довольная, грамотой своей трясет…» У меня в какой-то момент даже включился спортивный интерес: наступит ли тот день, когда он меня похвалит?..

Напоследок Ирина признается: она согласилась на встречу с журналистом не для того, чтобы излить душу, – у нее хватает друзей, которым можно пожаловаться.

– Я хочу донести до ваших читательниц одну простую мысль. Когда муж бесконечно делал мне замечания, я очень старалась ничем его не огорчать – продумывала каждое слово, каждое действие, чтобы не дать ему повода для ссоры. Но это неверная тактика: нельзя все время жить в напряжении. Каждый из нас имеет право на слабости, ведь даже на солнце есть пятна. Нужно учиться отстаивать свои границы, и если муж каждый день говорит вам: «Как можно быть такой толстой?!» – необходимо спокойно отвечать: «Я услышала твои претензии, но если ты не прекратишь так говорить – нам придется расстаться». А если это не поможет, отношения лучше разорвать: бывают ситуации, когда нужно уметь выставить из своей жизни даже самого близкого человека.

Компетентно

Елена Комиссарук, психолог:

– Ситуация очень серьезная. И самое страшное в ней то, что героиня потеряла 12 лет жизни, пытаясь сохранить семью, которой, по сути, не было. На мой взгляд, ей нужно срочно бежать от агрессора, тем более что они давно в разводе. По этому случаю даже есть поговорка: «Уходя – уходи».

Ирина говорит, что остается под одной крышей с бывшим супругом ради детей. Но не боится ли она, что у них сформируется неправильная модель семьи? Что ее сын тоже будет унижать женщин, а дочь найдет себе такого же агрессора, который будет ее оскорблять?

Откровенно говоря, шанс спасти эти отношения невелик. И это возможно лишь при одном условии: над ситуацией должны работать двое.

krupenk@gmail.com

* Имена героев изменены
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter