Где выгоднее покупать: в магазине или интернете?

Корреспонденты "Знаменки" поспорили, а адвокат Дмитрий Лепретор рассказал, у кого больше прав.
Наш спор начался с мелочи. У коллеги сломался диктофон. Неделю она просматривала характеристики, выбирая модель с лучшим качеством записи и большой памятью. Уже собралась в магазин, как наш Артем схватил ее за руку: «Ты что – деревня! Зачем переплачивать? Такой же диктофон я видел на зарубежном сайте в три раза дешевле».


– И сколько его придется ждать? Как журналисту работать все это время? – ввязалась в спор Мария.
Коллега под шумок ушла в магазин, а мы остались спорить.

Сколько обещанного ждут

Артем ВасевАртем: Маша, и зачем ты человека напугала? Одолжил бы я ей свой диктофон на это время. Тем более идет товар не год – официально до 60 дней. Но обычно уже через три недели ты держишь в руках нужную вещь. Так я себе телефон заказал, когда разбил старый: новенький «андроид» радовал меня через двадцать дней.

Маша: И все это время ты спокойно спал, не боялся, что получишь кота в мешке? Моя подруга заказала купальник, а получила только верх. А второй знакомой прислали плащ на два размера меньше. А тут техника – представь, если бы тебе телефон достался с нерабочим динамиком. Ты бы даже позвонить не смог.

Артем:
Тогда надо написать продавцу о проблеме и попросить вернуть деньги за некачественный товар. Мне всегда шли навстречу. Например, покупал оперативку для компа. Заплатил 500 тысяч в эквиваленте. У нас такие же «мозги» стоили бы втрое дороже. Получил, как всегда, быстро. Обрадовался! Вставил оперативку в блок, но она не заработала. Обратился к продавцу (правда, пришлось воспользоваться онлайн-пере­водчиком, чтобы перевести жалобу на английский), и мне вернули все деньги. Правда, потом оказалось, что на самом деле с оперативкой все было в порядке. Это я не посмотрел, что она не подходит к моей материнской плате. Продал на барахолке. Еще и в плюсе остался.

Нервные клетки не восстанавливаются

Мария ЗубковаМаша: Это тебе повезло, что добросовестный продавец попался! Я видела на форумах темы на 50 страниц как раз про споры  о  зарубежных сайтах: люди, получившие не то, что заказывали, не могли вернуть деньги. Чтобы добиться правды, некоторые покупатели обращаются за помощью к посредникам, платят им процент от суммы возврата, но даже это не всегда помогает.

Артем: Мне их очень жаль. Им следовало заранее изучить репутацию продавца. Это легко сделать по отзывам и оценкам покупателей. Но ведь и в обычном магазине тебе не всегда вернут деньги за некачественный товар. Часто нужно доказывать свою правоту в судах. И нервных клеток тратится не меньше, чем в онлайн-дискуссиях.

Маша: Артем, ты, наверное, давно был в наших магазинах. Сейчас все идут навстречу покупателям. Даже при предъявлении малейшей претензии. Причем это касается и продуктов, и вещей. Недавно сосиски со свежей датой изготовления мне показались кислыми. Видимо, с уксусом переборщили. Я принесла их обратно в магазин. Мне вернули деньги, а сосиски разрешили скормить коту. В пальто, которое относила два месяца, порвалась подкладка. В торговом центре, где его покупала, мне обменяли на такое же новое. Хотя я просто просила починить. Думаю, на сайте с такой жалобой меня бы проигнорировали.

Артем: А у меня был негативный опыт. В мебельном купил компьютерный стол. Через месяц с торца начала отклеиваться обшивка. Позвонил в магазин, объяснил ситуацию. Менять товар мне никто не собирался. Сказали: приезжайте со столом (на другой конец города, между прочим), и мы посмотрим. Ссориться дальше – себе дороже. Сейчас думаю: да на такие деньги в онлайн-магазине можно было купить не один стол, а два.


Джинсы на вырост

Маша: Ладно, стол. Допустим, с замерами, материалами и конструкцией можно попасть в точку. А то же пальто на два размера меньше на себя не натянешь.

Артем: Для этого есть размерные сетки. И потом: знаю, сколько стоит пальто в наших торговых центрах. По цене одного можно всю семью одеть. Странно, что, имея троих детей, ты еще не стала завсегдатаем этих площадок. Это такая экономия! К летнему сезону я закупился с ног до головы. Сейчас жду туфли, джинсы, шорты, майки и куртку. И все это за деньги, сэкономленные на покупке телефона и оперативки.

Маша: Допустим, я куплю меньше вещей на эти деньги. Но пока ты их будешь ждать, я уже буду в обновках. Не представляю, как у вас хватает терпения! А если летний сезон закончится, а твои шорты еще будут в пути? Ты же знаешь, что и так случается и нередко! Дубленка – в апреле и ласты – в ноябре, обычная история покупателей онлайн-магазинов.

Артем: Как говорится, готовь дубленку летом, а ласты – зимой! Нужно заранее делать заказ. К тому же в моем гардеробе есть вещи на любое время года, так что голым я не останусь. Обновки для меня всего лишь приятная и недорогая радость. Ожидание сравнимо с подарками на день рождения: чем дольше ждешь, тем больше рад. Тем более ты всегда можешь проследить путь товара от продавца на твою почту: когда приходит извещение, вообще чувствуешь себя самым счастливым человеком на земле.

Маша: А когда не приходит?

Артем: Тогда смотри начало спора.


У кого из нас больше прав?


Дмитрий ЛепреторАдвокат юридической консультации Центрального района Минска Дмитрий Лепретор:

– Что касается покупок в нашей стране, здесь все понятно. На стороне покупателя – закон о защите прав потребителей, и если возникнет спор, можно отстаивать интересы в суде. Истцу-потребителю в данном случае не придется нести судебные расходы по оплате государственной пошлины и необходимых экспертиз. Вдобавок он может обратиться за юридической помощью к адвокату или в общество защиты прав потребителей.

С покупками на зарубежных интернет-площадках все сложнее. Неизвестно, как продавец отреагирует на претензию покупателя, если ему что-то не понравится в товаре. Многие следят за репутацией, идут навстречу, но где гарантия, что вы натолкнетесь именно на такого торговца? Не думаю, что будет легко найти юриста, чтобы защитить потребительские права на территории другого государства. В любом случае решать, где совершать покупки, только покупателю, и если он готов идти на риски, стоит только пожелать ему удачи.

А как думаете вы?

Пишите на электронную почту редакции zn@sb.by, на личные ящики или делитесь мнением на нашем сайте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter