Где вы, новаторы?

Дизайнеры сейчас если в чем и соревнуются друг с другом, так только в своем умении «прогнуться» под покупателя

Дизайнеры сейчас если в чем и соревнуются друг с другом, так только в своем умении «прогнуться» под покупателя


Пусть говорят, что мода умерла 20 лет назад, что по одежке всего лишь встречают, что в моде нынче «антимода» — то есть модно избегать всего, что признается модным: одежды, книг, образа жизни... Тем не менее «модный» бизнес далек от банкротства, профессия модели по–прежнему не дает спокойно спать (и особенно — есть) миллионам девушек, а кочевать по «модным» показам при желании можно хоть круглый год. И уже в который раз я не без досады обнаруживаю, что снова вынуждена просить потесниться публику, освобождая для себя местечко в демонстрационном зале Белорусского центра моды. Хотя ничего интригующего в моде будущего осенне–зимнего сезона, концепцию которого на днях вслед за продвинутым «модным» миром презентовали и белорусские дизайнеры, давно уже нет. Едва ли нынешняя мода способна чем–либо удивить. Пресловутые «тенденции» не меняются из года в год (что вызывает активную выработку ядовитого сарказма у «модных» критиков), но ни белорусские, ни российские, ни даже парижские модельеры больше не хотят смущать наши умы, предпочитая создавать коллекции, которые публика гарантированно поймет, примет и оплатит. Совсем необязательно ходить на «модные» показы, чтобы достойно подготовиться к зиме 2009 года: 60–е все еще остро актуальны (в моде все широкое, укороченное, платья ампир и юбки выше колена). Но если нравится, смело можете примерять на себя любое «модное» десятилетие прошлого века и никто не станет хихикать у вас за спиной. Потому что сейчас не кутюрье создают моду, а массовый спрос. И пока мы с вами не наиграемся вдоволь в 60–е (а многие только начали входить во вкус), принципиально новых коллекций на подиумах вряд ли стоит ожидать. Право, смешно, когда Парижская палата моды выступает с заявлением, что намерена добиться запрета на демонстрацию показов через Интернет, якобы создающих идеальные условия для кражи новаторских идей. Где они, новаторы эти? Достаточно «полистать» репортажи с последних «модных» недель, чтобы удостовериться: в большинстве своем нынешние дизайнеры сейчас если в чем и соревнуются друг с другом, так только в своем умении «прогнуться» под покупателя.


Наши — отнюдь не исключение. Но в отличие от своих зарубежных коллег, они даже не пытаются это скрывать. Вот уже который год главная номинация белорусских «модных» фестивалей — «Лучшая коммерческая коллекция». Красноречивее некуда... Видимо, и аншлаги в Белорусском центре моды вполне объяснимы: публика собирается здесь не столько для того, чтобы зарисовать необычный фасончик, сколько узнать, что нового появится в магазинах в ближайшие месяцы. Заместитель председателя концерна «Беллегпром» Анатолий Гуров это подтверждает. Прямо так и говорит о белорусских неделях моды: «Это наша совместная работа», имея в виду, что значительная часть коллекций прямо с подиума направляется в пошивочные цехи предприятий. А после покупатели определяют «тираж» новинок...


Среди гостей замечаю Юрия Бреуса — отца–основателя минского фестиваля авангардной моды «Мамонт». Теперь у Юрия свой бизнес в Москве. Интересно, что его здесь могло заинтересовать?


— Ну нельзя совсем уж вываливаться из белорусского контекста, — поясняет он и тут же начинает лирически ностальгировать по поводу увиденных коллекций: — Помню, у мамы были такие же длинные перчатки, как на сегодняшних моделях, пальто похожее... Такое приятное чувство возвращения в юность, когда ты был беспечнее, не думал о деньгах... Тем не менее у белорусской моды есть свое лицо. Например, в Москве дизайнеры давно не взаимодействуют, да и не очень ладят друг с другом. Если кто–то участвует в Московской неделе моды, то на Russian Fashion Week уже ни ногой (и наоборот), и все с та–акими большими претензиями!.. Если говорить о настоящей моде, так она рождается именно здесь, в БЦМ. Потому что таких центров, как наш, в бывшем СССР больше не осталось, дизайнеры теперь везде сами по себе. Но когда есть взаимопонимание, творческий дух и вдобавок мода создается из родных, а не импортных материалов, — результат намного интереснее... Я тут смотрел на некоторых девушек на подиуме и ловил себя на мысли: в таком пальто ей срочно в Лондон надо! Настоящий фурор бы там произвела, а она здесь ходит...


Знаете, о чем это он? О пальто из искусственного меха жлобинского производства. Оказывается, шубки из отечественных «Чебурашек» могут быть респектабельными и даже шикарными — «надо просто уметь их готовить». Г–н Бреус, известный своей любовью к суровой коже, признался, что «с удовольствием носил бы шубу, как у того парня», оценив и мужскую коллекцию витебского дизайнера Натальи Лагутиной «Инстинкт». К слову, эту же шубу мысленно примерял на себя и телеведущий Дмитрий Карась (о чем и рассказал мне после показа).


Правда, любимую женщину Дмитрий предпочел бы видеть в натуральных мехах (и некоторые наши модельеры с ним согласны). Но после показа в БЦМ мои женские симпатии все же склоняются в сторону «чебурашковых» зимних нарядов. Не только из солидарности с «зелеными». Похоже, о натуральной зиме скоро будут помнить одни старожилы, и натуральному меху все сложнее конкурировать с искусственным, который и выглядит порой ничуть не хуже, и весит меньше, и попасть под дождь в нем не так обидно, да и менять искусственные шубки можно без радикального ущерба для бюджета хоть каждый год...


Кстати, в выставочном центре «БелЭкспо», где сейчас проходит международная выставка–ярмарка товаров легкой промышленности, можно посмотреть, какие из весенних коллекций нашей предыдущей Недели моды выбрали для тиражирования белорусские предприятия. То есть то, что не сегодня завтра точно появится в наших магазинах.


P.S. И все–таки жаль, что авангард больше не фаворит современных модельеров. Даже «Мамонт» все больше «попсеет». Хотя в свое время именно там ярко заявили о себе и Иван Айплатов, одевающий уже и российских знаменитостей, и сестры Парфенович, успешно работающие в кинокомпании «Амедиа», и даже мэтр Белорусского центра моды Эльвира Жвикова, чья коллекция «Цветомания» была признана самой коммерческой и в этот раз. Хотя на подиум «Мамонта» ее модели когда–то выходили с запчастями от настоящего трамвая... Но теперь дерзких все меньше. Никто больше не шокирует — и новые имена не запоминаются...


Однако Юрий Бреус, передавший «Мамонт» в чужие руки, возвращать своему фестивалю утраченные позиции пока не собирается. Занят другими проектами — готовит в Москве большие концерты. «Впрочем, — говорит он, — последний концерт у меня 9 Мая, а следующий — только в августе. Вот тогда и можно что–нибудь замутить в Минске». Ждем...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter