Где вы, короли дорог?

Каждый год Беларуси требуется 500 молодых дальнобойщиков

Белорусскому рынку ежегодно требуются около 500 молодых водителей-международников

Удивительно, но всего за пару десятков лет в Беларуси сформировалась целая отрасль международных перевозок. Начинали с $ 26 млн. выручки в 1993 году и добрались до отметки в $ 1 млрд. в 2012-м. А это «живая» валюта, которая заметно укрепляет платежный баланс страны. К 2015 году планируется увеличить поступления по этой статье услуг до $ 1,5 млрд., то есть в полтора раза. Кто «вывезет» на себе эту амбициозную задачу?

К сожалению, профессия водителя-дальнобойщика несколько утратила ореол романтики и молодые люди не торопятся вступать на эту стезю. Специалисты констатируют: сегодня типичный представитель профессии — мужчина 40—45 лет и старше. Правда, уровень его подготовки соответствует высокому международному уровню. Но кому передавать свой опыт и знания? В Ассоциации «БАМАП» уже давно поняли, насколько важен для отрасли кадровый вопрос. Были организованы собственные учебные центры, а 2 года назад положено начало сотрудничеству с Министерством образования. Подводя итоги, представители обеих сторон констатируют: эксперимент удался и его необходимо расширять и развивать.

«Нам очень интересно с вами работать, потому что вы на системной основе решаете эти важные задачи, — заметил первый заместитель министра образования Александр Жук во время встречи с руководством «БАМАП». — Более того, это хороший пример, образец для распространения этого опыта на все сектора нашей экономики». Дело в том, что отечественным учреждениям образования без поддержки работодателей не обойтись. Если рассматривать пример транспортных компаний, то они не только обеспечивают колледжи учебно-методической литературой и узлами современных автомобилей, но и участвуют в учебном процессе, а также в аттестации специалистов.

Потребность в кадрах у компаний-перевозчиков очень высока. Безусловно, основной спрос сосредоточен в Минске и столичной области, но и в других регионах действует немало успешных транспортных компаний. На сегодняшний день в программу подготовки водителей-международников вовлечены 9 колледжей по всей Беларуси, у них заключены договоры с 23 базовыми организациями. Кстати, перед началом сотрудничества выяснилось, что де-юре такой профессии нет, поэтому в классификационный справочник совместно с Минтруда и Минтрансом была внесена специальность «водитель автомобиля (международные перевозки)».

«Все эти 20 лет на рынке мы работаем в условиях самой настоящей конкурентной борьбы. И в ней нет иных законов, кроме одного: предоставление услуг самого высокого качества. То есть и водитель, и менеджер должны быть подготовлены», — пояснил председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. Профессия водителя-международника требует особых навыков, это не просто «баранку крутить», говорят специалисты. Именно поэтому уровень требований к выпускникам очень высок, а в экзаменационные комиссии входят представители ассоциации и транспортных компаний — потенциальных работодателей. Александр Жук обратил внимание на важность этого момента: «Чтобы повысить качество подготовки специалистов, надо проводить независимую оценку уровня их образования и профессиональной компетентности. Сегодня, к сожалению, в школах, ПТУ, ссузах и вузах мы сами учим и сами оцениваем».

Сфера международных перевозок в Беларуси — это в основном частные компании, и прежде всего малый и средний бизнес. Доля последнего в общем объеме не очень велика — чуть более 10 %. Все остальное — небольшие фирмы, имеющие в своем распоряжении от 2 до 5 автомобилей. Таким образом, сотрудничество между отраслью и сферой образования можно без натяжки называть примером государственно-частного партнерства. И это взаимодействие продолжится в рамках плана мероприятий по совершенствованию подготовки водителей для осуществления международных перевозок в учреждениях образования на 2013—2015 годы, подписанного обеими сторонами.

Как рассказал Александр Жук, с этого года почти в 3 раза будет увеличен проходной балл по результатам централизованного тестирования. Не все молодые люди наберут эти баллы, и вот здесь задача для специалистов — уделить больше внимания профориентационной работе. С тем, чтобы вновь поднять престиж профессии водителя-международника. Будут, конечно, проводиться специальные мероприятия с участием транспортных компаний, придут дальнобойщики и к школьникам, чтобы посвятить их в азы своей работы.

Первый выпуск ребят с дипломом водителя-международника уже состоялся, их 160 человек. Сейчас в колледжах обучаются 230 молодых людей, у которых есть все шансы стать в будущем «королями дорог». «Это примерно половина от заявленной потребности, — заметил заместитель генерального директора Ассоциации «БАМАП» Геннадий Бальцевич. — Конкурс на поступление не очень большой: в Минске — 2 человека на место, в других регионах — поменьше. Хотелось бы выбирать водителя-международника из нескольких, потому что не каждый может им стать».

Кстати, потребность в кадрах просчитана экспертами отрасли точно и досконально. В ближайшие годы это почти 600 человек, далее спрос несколько снизится. В связи с этим Александр Жук отметил, что системе образования не хватает такого прогнозирования от других отраслей. «Мы, по сути, сами формируем прогноз и заказ, — пояснил первый замминистра. — Например, по строителям, если брать инженерно-технологические специальности, заявка составляет всего 2 тысячи человек, а мы выпускаем 10 тысяч, из которых 98 % распределяется. Это вопрос, почему нет заявок».

Действительно, вопрос быстрого реагирования системы образования на запросы реального сектора — один из ключевых. И не только в Беларуси. Нередко бизнес ставит задачу в одностороннем порядке: «Нам надо, и вы дайте». Но ни одно учреждение образования сегодня не обладает такими ресурсами, чтобы проводить обучение с использованием современного технологического оборудования. Да и преподаватели постоянно нуждаются в повышении квалификации, а уж значение занятий, проводимых практиками, трудно переоценить. «Мы более 20 лет ведем подготовку водителей и методику знаем, но содержание для нас новое, — рассказала директор Минского государственного профессионально-технического колледжа монтажных и подъемно-транспортных работ Татьяна Ястреб. — И это важно, что «БАМАП» не осталась в стороне, мы тесно сотрудничаем с компанией, с которой заключен договор. Наша задача — всегда сказать, что нам нужно, чтобы провести обучение на должном уровне». Этот опыт взаимодействия с ассоциацией считают в Министерстве образования достойным тиражирования и планируют распространять и на другие отрасли и предприятия, заинтересованные в качественной подготовке необходимого количества специалистов.

-----------------------------------------------

Цифры в тему

В 2012 году экспорт услуг автомобильного транспор-та, по данным платежного баланса Беларуси, составил $ 1067,4 млн. Это больше, чем по иным видам экспорта услуг. При этом положительное сальдо достигло $ 670,4 млн. Экспорт услуг грузового автотранспорта оценивается в $ 988,2 млн.

Парк автотранспортных средств, зарегистрированных для осуществления грузовых международных перевозок по процедуре МДП, включает почти 11,7 тысячи единиц. В прошлом году количество автомобилей увеличилось более чем на 16 %. Это нормальный уровень обновления основных фондов. По данным Ассоциации «БАМАП», около 70 % автомобилей соответствует высоким экологическим стандартам «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» (на долю двух последних приходится 50 % техники). Кроме того, удельный вес автомобилей старше 7 лет составляет только 28 %. Около трети грузовых машин имеют возраст до 3 лет.

Ассоциация «БАМАП» оказывает визовую поддержку водителям-международникам. В прошлом году через нее было оформлено около 14 тысяч виз, что на 17 % больше, чем годом ранее. При этом растет доля годовых и двухгодовых документов (на их долю приходится 52,3 % и 5,2 % соответственно).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter