Большинство белорусских выпускников хотят получать образование в Беларуси — эксперт

Где учился, там и пригодился

«В ваших мощных руках — у каждого молодого человека будет частичка нашей Родины. А вместе мы будем держать нашу страну, нашу Родину в наших руках. Это уже ваша ответственность! Не упустите свою землю. Другой у вас не будет. Где бы вы ни были, где бы ни учились дальше, где бы вы ни работали — это ваше», — такое напутствие в этом году дал Президент выпускникам вузов на республиканском празднике «На крыльях мечты». Слова эти в общем-то смело можно адресовать и нынешним абитуриентам. Вступительная кампания-2023 начнется буквально через две недели. Хотя, если быть точной, то для абитуриентов-целевиков она уже закончилась, ребята, прошедшие по конкурсу, зачислены в учреждения образования. Все они, согласно заключенным с предприятиями договорам, по окончании вернуться в организации, в том числе сельскохозяйственные, специалистами. Приятно отметить, что большинство белорусских выпускников хотят получать образование в нашей стране. На это решение влияет множество факторов. Один из главных — качество образования. Но также нужно учитывать и социокультурные обстоятельства. На них и остановимся.


Важно понимать: получая высшее образование у себя на Родине, вчерашние школьники быстрее и эффективнее интегрируются в близкую им социальную среду с ее нормами и ценностями. Приобретают знания, позволяющие успешно развиваться, добиваться успехов в учебе, становиться лидерами в своем кругу, занимать активную гражданскую позицию.

Фото из архива «СБ»

Иначе обстоит дело, если выпускник радикально меняет пространство, например, уезжает учиться за границу. Он обязательно переживает разрыв со своим прошлым. Кардинальная смена обстановки отразится и на самоощущении. Дело в том, что человек всегда, в любой среде (совершенно новой или, наоборот, привычной) — самооценивающий, то есть формирующий отношение к себе, своим качествам, достоинствам, достижениям. В устойчивых, стабильных условиях намного легче сформировать и устойчивую самооценку, ведь значительную роль в этом играют не только успехи, но и оценка окружающих. Если же среда резко меняется (новый язык, новые знакомые, быт и менталитет), то студент может усомниться в себе, стать менее уверенным в своих силах и возможностях. А это, конечно, скажется и на процессе адаптации.

Представим ситуацию, что молодой человек все-таки уехал учиться за границу. Успешно освоил язык, вник в учебную программу, влился в коллектив. Время прошло — и он выпускник. Нужно искать работу. Причем желательно такую, чтоб за дешевую рабочую силу не считали. Если так за рубежом вообще может быть. Молодой специалист на неопределенный период остается безработным. Очевидно, что его моральное и финансовое состояние оставляет желать лучшего. 

В белорусских вузах учитывают этот фактор и поддерживают студента не только во время учебы, но и думают о его профессиональной реализации. Есть организации-заказчики кадров, которые направляют данные в вузы о потребности в молодых специалистах. Студенты-бюджетники обязательно обеспечиваются первым местом работы. Более того, если остаются вакантные места от нанимателей, а выпускников платной формы обучения устраивают условия, то их тоже могут трудоустроить. 

В итоге: с одной стороны, молодой специалист не подвергается стрессу из-за продолжительного поиска работы, с другой — гарантия трудоустройства студентов становится маркером социальной ориентированности государства и позволяет налаживать сотрудничество с организациями реального сектора экономики. 

Как тут не припомнить расхожую фразу «где родился, там и пригодился». Человек может, да и должен делать все, чтобы найти себе применение именно там, где рожден. Долг каждого из нас — быть полезным обществу и укреплять своим трудом родную страну. Молодые учителя, врачи, агрономы, инженеры и все те ребята, что после окончания вуза возвращаются в регионы на работу, — поистине патриоты, узнавая о которых, в том числе со страниц газет, испытываешь чувство гордости.

Добавлю, на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета достаточно устойчивый показатель закрепления на рабочих местах выпускников после обязательного срока распределения. Это говорит о высоком уровне практической подготовки специалистов, а также о наличии у них возможности в полной мере реализовать свои профессиональные навыки и достичь карьерных высот в своей стране.

Вероника САЙГАНОВА, декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter