Где тонко, там рвется

Как лечиться, если в поселке нет врача?
Как лечиться, если в поселке нет врача?

Два года назад в поселке Улла Бешенковичского района, где живет около тысячи человек, открылась сельская врачебная амбулатория, обслуживающая еще и близлежащие деревни. Появился врач общей практики, детская медсестра, зубной фельдшер, акушерка. Заработали скорая помощь, дневной стационар на 15 коек, смотровой и физиокабинеты. Казалось бы, живи и радуйся! Однако... Именно из Уллы в витебский корпункт «СБ» на днях поступил тревожный звонок.

— Наша единственная доктор 26 февраля уехала на курсы усовершенствования, а без нее выдать листок временной нетрудоспособности некому, — рассказала мне методист расположенного в Улле ГПТУ–3 Ольга Герцик. — В первый день марта мне стало плохо. Я позвонила в амбулаторию и сказала, что в таком состоянии не могу выйти на работу, на что мне посоветовали съездить в ЦРБ. А ведь до райцентра почти 30 километров! Неужели в разгар эпидемии гриппа мне нужно идти к детям на занятия, рискуя их заразить, или с температурой 38 градусов трястись в переполненном автобусе?

Как выяснилось, за время отсутствия врача общей практики в поселковую амбулаторию с просьбой открыть «больничный» обращались лишь дважды. Хотя, возможно, реальная ситуация несколько иная. Когда я встречался с Ольгой Герцик, трое ее коллег по ГПТУ утверждали, что у них больны мужья.

— Детская заболеваемость тоже настораживает, — делится со мной наблюдениями Раиса Дулайтис, врач работающего при училище центра профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. — Такого количества справок с ОРВИ, как в этом году, давно не было.

Официально Раиса Сергеевна обслуживает воспитанников центра, но реально за помощью к ней обращаются и ребята, и педагоги ГПТУ.

— Если человек занемог, я давление измерю, совет дам, но ведь «больничный» я не выпишу, — объясняет Дулайтис.

В амбулатории Уллы в день моего визита работа шла своим чередом.

— Пенсионеры обслуживаются у нас по скорой помощи, школьникам освобождение может и фельдшер написать, а вот с больничными листами проблема, — соглашается старшая медсестра амбулатории Людмила Ледник. — Когда в прошлом году наша главврач (она же врач общей практики) Светлана Акутенок уезжала на курсы в Витебск, к нам командировали доктора из Бешенковичей. Мы и в этом году просили прислать специалиста из райцентра, но вопрос не решился.

В начале весны в Бешенковичской центральной районной больнице с терапевтами просто беда: из пяти работавших ранее один уволился, у двоих — серьезные проблемы со здоровьем. Двое оставшихся «в строю» ежедневно принимают по 50 — 60 человек.

— Если я кого–то из них в Уллу командирую, вы представляете, сколько будет жалоб? — горячится главврач Бешенковичской ЦРБ Николай Борзенков.

Прекрасно понимаю Николая Яковлевича и даже сочувствую, но все равно не могу не задать следующий вопрос:

— О конкретном случае в Улле вы знали?

— Нет, не знал. С одной стороны, там поступили правильно — фельдшер не имеет права выдавать «больничные». Но с другой — можно было связаться по телефону со мной или моим заместителем, объяснить ситуацию... Уверен, мы нашли бы приемлемое решение.

На мой взгляд, случай в Улле высветил общую для практически всех регионов проблему — дефицит медицинских кадров первичного звена на селе. Например, в адрес доктора Светланы Акутенок, которая, где бы ни находилась, никогда не отказывает в помощи пациентам, от местных жителей и от руководства я слышал только добрые слова. Но одна она не справляется с огромным участком! Не случайно, по словам Николая Борзенкова, в амбулатории Уллы требуется еще один врач на полторы ставки.

Компетентное мнение

Владимир ЗАЙЦЕВ, начальник отдела кадров управления здравоохранения Витебского облисполкома:

— Действительно, у нас не все медицинские учреждения первичного звена на селе полностью укомплектованы. Если говорить о Бешенковичском районе, то там не хватает 8 специалистов. Но уже в ближайшие два года мы направим туда трех терапевтов, хирурга и двух акушеров–гинекологов, что позволит закрыть кадровый вопрос в Островенской и Верховской врачебных амбулаториях. Специалистов из той местности, где требуются врачи, мы готовим мало, а ведь люди, которые приезжают, например, из Витебска, отработав положенные два года в деревне, как правило, в глубинке не задерживаются. Поэтому в будущем, на мой взгляд, более серьезно и ответственно стоит подойти к целевому набору в медицинские вузы, активнее проводить работу по профориентации в сельских школах.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter