Источник: Знамя юности
Знамя юности

Эксперимент «Знаменки»: знают ли белорусы свои достопримечательности

Где-то я это видел

Недавно минские маркетологи провели опрос: знают ли белорусы, какие исторические памятники изображены на новых деньгах. В результате Мирский замок опознали практически все, а вот с Белой Вежей и Дворцом Румянцевых и Паскевичей у многих возникли трудности.


«Знаменка» провела свой эксперимент и проверила, смогут ли прохожие назвать наши достопримечательности по фото. Мы заранее распечатали снимки Мирского замка, Ружанского дворца, Гомельского цирка и самого большого православного храма – Спасо-Преображенского собора в Могилеве. А чтобы усложнить задачу, добавили к стопке картинок фотографию поместья Вальтера Скотта на юге Шотландии: интересно, догадаются ли прохожие, что у нас такого замка нет?

Не узнаю вас в штукатурке


  Возле кинотеатра «Октябрь» греются на солнце три студентки БНТУ: Дарья Ляшкевич, Алина Ващебрович и Ирина Пупенок. Второкурсницы только что сдали статистику и радуются небольшой передышке. 

Отвечать на вопросы решают вместе. Мирский замок узнают сразу, а вот на Ружанском дворце – родовом поместье Сапегов, где находился самый большой в Европе крепостной театр, – спотыкаются.

– А ну-ка дайте мне это фото! – просит пинчанка Ира и через пару секунд выносит вердикт: – Это же Ружанский дворец! Просто у вас на снимке та часть, которую недавно отреставрировали, оштукатурили. Вот если бы вы руины показали – я бы сразу узнала. У нас в Брестской области это одна из главных достопримечательностей – после Брестской крепости и Беловежской пущи, конечно.

Опознать Гомельский цирк барышням помогает логика («Какой город у нас самый крупный после Минска? Гомель? Значит, там тоже должен быть цирк»). С самым большим православным храмом загвоздка:

– Это что, Полоцк? На Софийский собор вроде непохоже.

Когда показываю снимок поместья Вальтера Скотта, студентки осторожно спрашивают:

– А вы уверены, что это в Беларуси? 

Приходится признать: вопрос был с подвохом. Но студентки не обижаются – смеются. 

Буду ездить на экскурсии с учениками

Электромонтер из Ивья Егор Рубанец и будущая учительница из Узды Анна Голышевич посмотреть снимки соглашаются, но честно предупреждают: по Беларуси почти не путешествовали, поэтому вряд ли их ответы будут блестящими. Мирский замок угадывают сразу («Нас туда в школе возили на экскурсию», – вспоминает Егор), а вот остальные карточки вызывают затруднения.


– Так это и есть тот самый дворец Сапегов? – спрашивают ребята после того, как мы озвучиваем им правильные ответы. – Помним о нем из учебника по истории – о крепостном театре, сцене, которая была настолько огромной, что актеры могли заезжать туда на лошади. Но как он выглядит, до этой минуты не представляли. 

На прощание Егор признается, что хотел бы увидеть Несвижский замок, а  Аня – побывать в Гродно.

– После университета буду работать в школе – вот заодно и поезжу по стране вместе с учениками. 

Ликбез от «Знаменки»

Первокурсник БНТУ Павел Филимонов был бы и рад помочь, да не выйдет:

– Мы с семьей переехали из Казахстана, в Беларуси даже года не живем. Из минских достопримечательностей знаю Академию наук, парк Челюскинцев, Троицкое предместье. За пределы города пока не выезжали.

Приходится брать инициативу в свои руки и рассказывать Павлу о белорусских замках, гомельском НЛО – здании цирка, внешне напоминающем летающую тарелку. О Спасо-Преобра-женском соборе в Могилеве – самом большом православном храме, который одновременно может вместить 3,5 тысячи человек – это как население небольшого города вроде Турова или Косово. 
– Жаль, что я всего этого не знаю, – искренне огорчается Павел. – Надеюсь, после сессии найду время попутешествовать.

В Беловежскую пущу – хоть сейчас


Зеленстроевцы Владимир Батяг и Вадим Синюков ловко орудуют лопатой – перекапывают клумбу. Владимир уверенно дает ответы на все вопросы, но правильным из них оказывается только один. Кстати, родовое поместье английского классика он тоже записывает в белорусские достопримечательности:

– Это какой-то костел: я его видел!

А вот его напарник Вадим с ходу опознает оба замка и здание Гомельского цирка:

– У нас только два цирка – в Минске и Гомеле. Стыдно этого не знать! 

Вадим начинает загибать пальцы, перечисляя города, в которых ему довелось побывать:

– Мир, Несвиж, Волковыск, Гродно, Полоцк, Нарочь… Видел немало, но хочется еще больше. Если бы мне сейчас сказали: «Собирай вещи – и мы бесплатно отправим тебя в любой уголок страны» – выбрал бы Беловежскую пущу. Никогда там не был, но очень хочу.

Главные по циркам


Молодая мама Елена Листратенко прогуливается по проспекту с шестилетним сыном Кириллом. Из пяти карточек они правильно называют две – Мирский замок и Гомельский цирк.

– Мы все цирки знаем: это как раз наш профиль, – шутит мама, кивая на сына.

Ружанский же дворец остается неугаданным. Даже подсказка, что этот архитектурный памятник находится в Брестской области, не помогла.

– Сами мы из Жодино, так что Брестская область – не наш конек. Но вообще, стараемся путешествовать. Правда, пока сын маленький, выбираем достопримечательности поближе: были в Дудутках, Станьково. А вот когда Кирилл подрастет, начнем ездить на большие расстояния.

Париж видела, а в Ружанах не была

Фотограф Алиса бежит вниз по улице со скейтом под мышкой. Поучаствовать в нашем уличном эксперименте соглашается не сразу:
– А вдруг я сейчас ничего не угадаю, и вы потом в статье меня пристыдите?


Как и остальные прохожие, Алиса без проблем узнает Мирский замок, а вот остальные объекты назвать, увы, не может.

– Некоторые думают, что, пока ты молод, нужно успеть поездить по миру – а посмотреть местные достопримечательности всегда успеешь, – рассуждает девушка. – В результате выходит, что многие мои ровесники видели Эйфелеву башню, но никогда не были в Ружанском дворце. Непорядок!

фото Сергея ЛОЗЮКА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter