Где растить маленьких почемучек?

Группы раннего развития — альтернатива детскому саду

Группы раннего развития — альтернатива детскому саду

Сегодня перед каждой мамой, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, встает ряд вопросов: карьера или забота о малыше и семье? В какое учреждение образования отдать любимое чадо, хорошо ли ему там будет? Есть ли альтернативы ближайшему детскому саду?

В нашей столице почти все дети дошкольного возраста (98 %) — детсадовские. Из 423 городских детских садов все имеют спортивные залы, треть — плавательные бассейны. И все же, где малыш будет развиваться правильно: дома или в детском саду?

— Одним детям лучше в саду, другим — дома. Потребности детей дошкольного возраста сильно отличаются, но педагоги и психологи единодушны: ребенка необходимо воспитывать, развивать. Ведь если мы целенаправленно не развиваем и не воспитываем, то за нас это делают условия, которые окружают малыша, — утверждает психолог Минского городского института развития образования Ирина Прежина.

В то же время для здоровья ребенка детский сад — большое испытание. Первые полгода в нем — период адаптации. Дети болеют респираторными заболеваниями 1—2 раза в месяц. И это считается нормой. Одной из причин тому педиатры и психологи называют перегруженность учреждений до­школьного образования, и... дет­ские стрессы, которые сильно ослабляют иммунитет.

Какие же проблемы поджидают детей в детских садах?

Это может быть шумовой стресс — в детсадовских группах сегодня не меньше чем по 20 малышей. Хотя считается, что в группе может быть максимум 8—10 человек, иначе воспитатель не уделит должного внимания каждому ребенку.

— Поэтому, прежде чем отдавать своих детей в детский сад, я задумалась, смогут ли они чувствовать себя там комфортно психологически? На семейном совете приняли решение о том, что дочки не будут посещать дошкольное учреждение. Услугами гувернанток тоже не пользовались. Воспитанием и развитием малышек занималась я сама и по возможности супруг, — говорит мама несадов­ских детей Светлана Юркевич.

Она убеждена, что стремление мам в первую очередь сохранить рабочее место и оказать финансовую помощь семье не должно идти вразрез с потребностями ребенка.

— По-моему, ребенку до школы лучше расти дома, посещая группы раннего развития и социальной адаптации в образовательных центрах или школах выходного дня. Опыт общения он может получить и в более позднем возрасте в школе. Детский сад — это ограничение свободы и инициативы. Дома же ребенок свободен от этого. В группе раннего развития малыш окружен теплом и заботой, режим ее работы подчиняется его внутреннему ритму и он меньше болеет. Здесь он получает ответы на все свои вопросы. А воспитатель в детском саду физически не способен уделить внимания всем почемучкам, — продолжает Светлана.

Мама Юлия Салущева считает, что «новых» детей ХХI века можно и нужно обучать и развивать по новейшим педагогическим технологиям музыке, физкультуре, чтению, письму, математике в малых группах (6—8 человек). Можно организовывать совместные с семьями дошкольников воспитательные мероприятия, ознакомительные поездки в города Беларуси. Участие в развитии ребенка должны принимать также и родители, ведь им лучше известны потребности и способности малышей.

А как же быть с социальной адаптацией? Ведь считается, что только в детском саду ребенок способен приобрести необходимые для нормальной жизни в обществе навыки. Хочу заметить, что в наше время достаточно возможностей для социальной адаптации детей, — это и кружки, и секции, и школы выходного дня, и образовательные центры развития личности. Психологами доказано, что для общения с ровесниками ребенку достаточно несколько часов в день, а не 10—12 часов, как в детском саду.

Родители оставляют детей дома по разным причинам: у многих есть младшие дети и маме удобнее и спокойнее, когда они растут вместе; некоторым дошкольникам посещать детский сад не позволяет здоровье. Есть мамы, которые с удовольствием используют появившуюся недавно возможность ухаживать за ребенком до 5 лет, при этом они спокойны и за своего малыша, и за то место работы, куда впоследствии вернутся.

Еще одна причина, по которой родители не спешат отдавать ребенка в детский сад, — поиск альтернативы перегруженным группам, частым болезням и коллективному воспитанию.

Сегодня немало внешкольных учреждений образования предлагают занятия для детей, не посещающих детский сад. Такие занятия, как правило, комплексные, включающие в себя элементы развития речи, основы математики, рисование, музыку и обязательно игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков ребенка, формированию его характера.

Главное, чтобы желание родителей дать малышу образование «с пеленок» и возможности для этого совпадали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter