Когда смотришь на карту, где указаны места расположения затонувших кораблей, кажется, будто корабли эти вовсе и не погибли, а просто причалили на некоторое время к невидимым подводным островам - рифам и молчаливо ждут, когда мы получим доставленный ими через столетия груз. Думаете, получить посылку, отправленную 2 тысячи лет назад, нереально? Вовсе нет - частичку такой посылки в виде кусочка амфоры сам недавно держал в руках...
В наших краеведческих музеях можно обнаружить просто удивительные вещи. Особенно если попробовать соотнести места находок со временем, когда этими вещами люди пользовались. Например, откуда у нашего первобытного человека среди полесских болот могло взяться ожерелье из ракушек каури, если родина каури этих - Индия! К тому же предназначались эти ракушки не только для украшения: в Африке и Азии каури служили в качестве денег.
Полнейшая загадка - появление в Браславском краеведческом музее статуэтки египетской богини Бастет, аналога нашей языческой Лады. Ну как могла эта маленькая женщина с головой кошки, символ плодородия и покровительница детей из африканского Бубастиса, центра культа богини, попасть в один из древних белорусских курганов? И почему в считающейся "бедной на бронзовый век" Беларуси находят самые богатые в Европе клады античных серебряных монет? Не знаете? И я не знаю.
Поэтому-то и обрадовался сообщению о находке белорусских дайверов: те в Красном море недалеко от Синайского полуострова обнаружили римский корабль, потерпевший крушение у берегов Египта 2 тыс. лет назад, - на многие вопросы могла бы дать ответ экспедиция к заветному рифу.
О, какие это были интересные времена - I - IV вв. нашей эры! Давно подозревал, что не простым "путем примитивного первобытного обмена" наши предки-балты заполучали те же ракушки каури и древнеримское серебро, а китайцы - прибалтийский янтарь. Ведь именно в те времена Рим становится мировым монополистом в торговле янтарем, а водные маршруты Рим - Индия через Суэцкий канал - постоянными. Рим владеет половиной мира, и в то же время впервые с тревогой начинает обращать свое внимание на появившиеся между германцами и скифами племена славян (венедов, как называли их римляне). Те уже совсем рядом обосновались - в Венеции и Вене. Пройдет совсем немного времени и Великая империя рухнет под натиском варваров, объединившихся германцев и венедов. Так что обнаруженный у берегов Синая корабль - он как посланник из эпохи античной в нашу эпоху, когда на арену истории вышли славяне. А позже - и белорусы.
Андрей Лихачев, инструктор дайвинга, рассказывает о том, что видел сам на затонувшем корабле
: - Первое, что я тогда, во время погружения, увидел - это были несколько разрозненных керамических черепков и большой кусок металла - сантиметров сорок в диаметре свинцовая отливка. Я ее попытался поднять, но не смог - такая она оказалась тяжелая. Потом пригляделся. Смотрю, а в этом месте амфор - больших и малых - очень много. И лежат они на довольно приличном расстоянии друг от друга. Да так, что можно определить поле их разброса. Опускались на дно они с северной стороны рифа, откуда чаще всего по направлению к Синайскому полуострову дуют ветры.
Потом был обнаружен четырехгранный каменный брус длиной 1 м 64 см с вырубленными в нем углублениями. Не знаю, что это, но очень похоже на крепление мачты или на часть рулевого механизма. В любом случае это нечто стационарное. Были там еще камни, формой своей напоминающие популярный когда-то у нас хлеб в виде кирпичиков: верхняя часть полукруглая, а снизу - четырехгранная. Ну один в один хлебные "кирпичи". Даже по размерам. Предполагаю, что это был мостовой камень. А может, балласт? Судя по количеству амфор, лично я предполагаю, что корабль был торговый. К тому же они специфической формы. Амфоры сопоставимы с ростом человека, и у них широкие горлышки, это говорит о том, что предназначались они для перевозки каких-то сыпучих продуктов, а не жидкостей - масла или вина. Жаль, что я не догадался захватить наверх кусочек твердой породы - окаменевшего содержимого этих амфор.
Ближайшая цель - занести этот корабль в дайверский справочник-путеводитель: хоть бы его по частям не разобрали, пока не соберется экспедиция.
Конечно же, очень хочется продолжить исследования этого рифа и, если удастся, организовать официальную экспедицию, куда обязательно приглашу и белорусских специалистов по подводной археологии.
Ксения Волкова, дайвер, финалистка телепроекта "Последний герой", она тоже видела этот корабль
: - Если вы хотите поднять с морского дна золотые монеты и более дорогие, чем золото, культурные ценности, то советую понырять в морях Юго-Восточной Азии. Буквально на днях была передача по "Дискавери" о парне, поднявшем с морского дна китайский фарфор общей стоимостью... 20 млн. долларов. Удачная находка, да? А в Малайзии вообще совершенно дикие и неизученные пока глубины. Там должно быть столько всего! Это же самые "пиратские" в мире места. Впрочем, пиратские они и до сих пор. Поэтому, наверное, и сегодня такие дикие и неизученные... Лично я, говоря об изучении затонувших кораблей вообще и о конкретно найденном нами в Красном море у Шарм эль-Шейха, не ставила бы во главу угла меркантильные интересы. "Клад! Клад!" - для меня не это главное. Не стоит ставить главной целью притарабанить домой коробку с деньгами. Эмоциональная составляющая намного важнее.
Сергей Коблов, специалист в подводной археологии, которого я спросил, что можно найти на римском корабле интересного для Беларуси, ответил
: - Да практически все! У нас же почти нет ничего своего античного. То, что как-то попадало из Рима в Беларусь, поступало сюда не напрямую с Апеннин, а через римские "задворки" - по большей части через земли сегодняшней Украины. Хотя, думаю, известный славянам с VIII века путь "из варяг в греки" намного старше. Не говорю уже о забытых нами многочисленных янтарных путях - как водных, так и сухопутных. Эх, найти бы на этом корабле хоть кусочек необработанного янтаря! Безусловно, бесценна практика, которую мы могли бы получить в водах Красного моря. Она очень пригодилась бы здесь, в Беларуси. На наших озерах и реках работы для археологов более чем предостаточно! Вот только самих археологов, специалистов-подводников мало...
Вдруг Сергей остановился и совсем неожиданно произнес: "Cлушай, а ведь на этом корабле мы можем найти даже мраморную копию Венеры Милосской!" Вот это была бы сенсация! Не только для Беларуси.
Где найти копию Венеры Милосской?
Недалеко от Синайского полуострова белорусские дайверы обнаружили римский корабль, потерпевший крушение у берегов Египта 2 тыс. лет назад