Где найти деловую элиту?

К сожалению, белорусские вузы еще не научились готовить управленцев-рыночников. Где «ковать» национальную бизнес-элиту? Ответ знает руководитель Центра системных исследований и бизнес-образования Института подготовки научных кадров НАН Беларуси Дмитрий Крупский

Низкая эффективность некоторых  предприятий Беларуси обусловлена прежде всего отсутствием управленческих знаний, необходимых для работы в условиях рынка. К сожалению, белорусские вузы еще не научились готовить управленцев-рыночников. Где «ковать» национальную бизнес-элиту? Учить за границей? Ответ на этот вопрос знает руководитель Центра системных исследований и бизнес-образования Института подготовки научных кадров НАН Беларуси Дмитрий Крупский.

  В свое время Беларусь избежала деиндустриализации и сумела разумно использовать свой экономический потенциал, выбрав курс на сохранение крупного промышленного производства. Выбор оказался верным: выросли макроэкономические показатели,  повысился уровень благосостояния. Но современный мир не стоит на месте. Страны Запада, рынок которого так привлекателен для наших предприятий, еще в середине 80-х годов 20-го века начали переход к постиндустриальной модели экономического развития. По данным российского исследователя проблем пост-
индустриального общества В.Иноземцева, уже в 90-х годах 20-го века семь ведущих постиндустриальных держав обладали 80,4 % выпуска мировой компьютерной техники, контролировали 87 % зарегистрированных в мире патентов, благодаря чему на их долю приходится 90 % высокотехнологичного производства. Сегодня технологические лидеры планеты (прежде всего США и ядро Евросоюза) активно используют свое техническое превосходство, навязывая свои правила игры другим, менее развитым странам. При этом инструментов для этого у них более чем достаточно. Это и требования ВТО, регламентирующие торгово-экономические отношения между странами, а также законодательные ограничения по передаче третьим странам передовых технологий в стратегически важных отраслях. В конце концов, это и неэквивалентный внешнеэкономический обмен, закрепляющий технологическое отставание от стран Запада. Глобальные вызовы требуют от Беларуси перевода национальной экономики на путь инновационного развития, который позволит нам сохранить экономическую независимость. 

— А кто же против?  Выбор инновационного пути развития прописан во многих программах, которые уже реализовываются… 

— Но в них главный упор сделан на создание современной инфраструктуры. Не менее важным является  наличие компетентных и социально-ответственных профессионалов-управленцев, владеющих современными технологиями управления. Сегодня главной движущей силой мирового научно-технического прогресса становятся информация и знания. Только  частные американские компании на повышение образовательного уровня своих сотрудников в конце 90-х годов расходовали около 30 млрд. долл. Столько на научные исследования тратят Россия, Китай, Южная Корея и Тайвань вместе взятые. 

  Вы хотите сказать, что подготовка наших кадров не отвечает современным требованиям? А как же быть с утверждением о том, что белорусское образование востребовано и на мировом рынке? Возьмите наших программистов. Их те же американцы  разными калачами, даже грин-картами (видами на жительство)  к себе заманивают… 

— По данным Института экономики НАН Беларуси, потребность национальной экономики в специалистах  по управлению инновационными проектами и коммерциализации технологий составляет до 7 тысяч человек. Фактически, по моим  сведениям, ежегодный выпуск таких специалистов составляет не более 30—50 человек. Не менее дефицитными остаются специалисты по логистике, информационным технологиям, электронной коммерции, промышленному дизайну. Деловая элита заинтересована в получении дополнительных конкурентных преимуществ, связанных с применением в хозяйственной практике более совершенных инструментов и технологий, форм и методов управления. Они ей необходимы для принятия грамотных решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования и роста прибыли.  И эта элита  «куется» не в государственном секторе образования, а в частных бизнес-школах. Это говорит о том, что общегосударственная система подготовки и переподготовки руководящих кадров для национальной экономики недорабатывает. 

— И чем таким особым отличается обучение в частном секторе бизнес-образования от того, которое получают специалисты и слушатели в  традиционных  вузах?

— В госсекторе обучение и специалистов, и руководителей построено, как правило, по лекционно-семинарской системе, при которой лектор лишь транслирует слушателям сведения, касающиеся каких-либо аспектов их профессиональной деятельности. Для подготовки  бизнес-элиты нужны современные технологии обучения (деловые игры, разбор конкретных ситуаций из управленческой практики). 

Сегодня в стране мало преподавательских кадров, способных разработать и провести деловую игру. При этом подавляющее большинство таких специалистов сконцентрировано в частных бизнес-школах, подготовка же бизнес-тренеров в государственных образовательных учреждениях находится в зачаточном состоянии. 

— И что же вы предла-гаете предпринять? 

— Определить роль и место бизнес-образования в национальной инновационной системе Беларуси. Для этого сформировать механизм его государственного регулирования,  нормативно-правовую базу,   программу подготовки и переподготовки руководящих кадров для всех отраслей. Инновационных менеджеров можно обучать  в ПВТ (Парк высоких технологий), создав там факультет управления инновационно-технологическим бизнесом. Почему в ПВТ? Потому что это учреждение является ядром той экономики, которая будет определять лицо нашей страны через 7—10 лет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter