Где меня научат?

Белорусские вузы в рекламе не нуждаются
Белорусские вузы в рекламе не нуждаются

На выставку «Образование и карьера» шла с личной заинтересованностью. Еще не поздно стать актрисой, думала я, или поступить в магистратуру по экономической специальности — всегда хотела научиться считать деньги. Лишних знаний не бывает.

Первый рекламный стенд — Американский университет на Северном Кипре. Пробираюсь среди толпы школьников, чтобы взять красочный буклет.

— После окончания университета вас ожидает успешное светлое будущее, — рекламирует девушка.

Следующий стенд увешан иностранными флагами и большими фотографиями счастливых студентов, постигающих основы гостиничного бизнеса. Всего за 20 тысяч евро мне предлагают возможность получить престижный англо–швейцарский диплом, с которым можно работать в любой европейской гостинице.

Глаза разбегались — Латвия, Польша, Италия, Венгрия, Великобритания...

— Заполните анкету, — тут же предлагают мне представители фирмы, рекламирующей образовательные услуги в Швейцарии. — Если у нас появятся интересные предложения, мы вам сообщим.

Разобраться в море вакансий и профессий — непростая задача. Для того, собственно, и проводится ярмарка «Образование и карьера», чтобы помочь выпускнику определиться с выбором специальности в соответствии с требованиями отечественного рынка труда. Но почему–то Беларусь была представлена лишь двумя–тремя вузами, училищами и профессионально–техническими колледжами, лицеями. Они терялись среди шикарной рекламы зарубежных университетов. «Такое впечатление, что у нас можно научиться разве что шить платья, печь хлеб да вырезать по дереву. А престижная профессия — это только за деньги и только за рубежом», — пожала плечами одиннадцатиклассница Елена Куркач. Не были представлены ни БГУ, ни БНТУ, ни БГЭУ. Не говоря уже о региональных вузах... И получилось, что выставка не столько пропагандировала обучение и карьеру в своей стране, сколько рекламировала иностранные вузы, очень выигрышно смотревшиеся на фоне скромного пэтэушного образования.

Между тем, оказывается, наши вузы просто не заинтересованы в этой выставке.

— Во–первых, участие в ней стоит денег и немалых, — говорит проректор по учебной работе БГУ Виктор Самохвал. — Например, мы участвовали на выставке в Китае, где за 9 квадратных метров заплатили 2.300 долларов. Рекламировать наши услуги в Минском государственном дворце детей и молодежи, конечно, дешевле. Но непонятно, на кого выставка рассчитана. Придут ребята разве что с окрестных школ. К тому же, например, Государственный институт управления и социальных технологий БГУ проводил среди студентов, которые поступали на малоизвестные факультеты, соцопрос: 95 процентов ребят отметили, что о своей специальности, институте узнали из СМИ.

— Планировалось, что будут представлены как минимум 7 — 8 белорусских вузов, но в последний момент почти все отказались, — рассказал один из организаторов выставки экономист Александр Стариков. — Возможно, финансовая сторона вопроса сыграла решающую роль (один квадратный метр площади стоит 86 тысяч), а возможно, просто потому, что во многих вузах еще не был разработан и утвержден порядок приема — то, что больше всего интересует студентов. Надеемся, в следующем году выставка пройдет более эффективно.

Полагаю, что эффективно — это значит, что 10 тысяч посетителей (именно такую цифру называют организаторы, основываясь на опыте проведения ярмарки в предыдущие годы) получат полное представление о рынке образовательных услуг и перспективных вакансиях прежде всего в Беларуси. Ведь если деньги на участие в ней нашлись только у иностранных вузов, какой в этой выставке смысл?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter