Где ложь, где выдумка, где факт? или Неувязки одной биографии

В Украине продолжается война компроматов. Между действующими (пока!) премьером и президентом. Не успела в тамошних и российских СМИ подняться во всю мощь очередная волна слухов о национальности Юлии Тимошенко, как появилась на русском языке брошюра израильского исследователя Юрия Вильнера «Андрей Ющенко: персонаж и легенда». В ней отец действующего президента Украины на основании архивных документов практически намертво «пришивался» к структурам СС.

Наша газета прошлым летом уже обращалась к этой теме. Обратив внимание, что в биографии А. Ющенко имеются «неувязки» со временем пленения, побегами из концлагерей и «слишком маленький» порядковый номер «в`язня ОсвЄнциму №11367». Хотя тогда наши предположения не давали связной картины того, чем же на самом деле занимался до и во время войны Андрей Андреевич Ющенко (1919– 1992). Однако восстановленная Юрием Вильнером биография этого человека, после войны более 30 лет проработавшего сначала учителем, а потом директором средней школы в родном селе Хоружевка Недригайловского района Сумской области, похоже, претендует на громкую сенсацию.
Книга открывается шокирующей цитатой из интервью израильскому еженедельнику «Время» брата Виктора Андреевича Ющенко, Петра: «В нашей семье ежедневно пили хороший кофе, к которому папа пристрастился в плену». Конечно, интересный вопрос, каких это советских военнопленных в своих концлагерях немцы поили «хорошим кофе», в то время как даже жители Рейха в годы войны обходились эрзацами, среди которых цикорий был далеко не самым худшим? Да и в советское время «ежедневно пить хороший кофе» удавалось далеко не всем гражданам СССР, тем более из числа обитающих в украинской глубинке.
Но главное, кто докажет, что эти слова – не ложь и не выдумка? Нет и не может быть таких документов.
Зато Юрий Вильнер указывает на другие документы, в том числе написанные собственноручно «отцом-героем» нынешнего президента Украины. А именно – три «советские» автобиографии, составленные им для фильтрационного дела в 1945 и 1946 годах, анкета в фильтрационном деле №81376, а также учетная карта Архивно-справочного управления вермахта (октябрь 1943 года) и личная карточка на бланке лагеря военнопленных Освенцима, заполненная 20 октября 1944 года.
Как показывает Вильнер, неясности в судьбе студента-рабфаковца исторического факультета Харьковского педагогического института Андрея Ющенко, выходца из «незаможного селянства», то есть крестьян-бедняков, начались в 1937 году, когда он, совершив, по мнению исследователя, «незначительное уголовное преступление», вынужден был срочно покинуть Харьков и Украину, перебраться в Баку.
Однако беглеца разыскали и приговорили к трем годам лишения свободы, отбывать которые ему пришлось на «Манычводоканалстрое» в Ростовской области. В 1939 году Андрей Ющенко попал под амнистию и осенью того же года был призван в ряды Красной армии. Начало войны встретил в 29-й моторизованной дивизии имени Финского пролетариата, расположенной в Белоруссии.
Немецкие учетные документы указывают, что Андрей Ющенко попал в плен в июле 1941 года, не будучи раненным, и уже с августа находился в Саксонии в лагере Шталаг IVB в городе Мюльберг-на-Эльбе. О том же свидетельствует и его номер военнопленного – 117654. 
Но куда интереснее другое – чем же занимался наш герой в плену. «Оранжевая» пропаганда и сам Виктор Ющенко говорили о многочисленных побегах из концлагерей, о том, что отец будущего президента спасал от голодной смерти генерала Карбышева, «делился с ним последними крохами еды» и так далее.
Юрий Вильнер допускает, что в плену Андрей Ющенко сразу же стал лагерным полицейским.  «В лагере Остров-Мазовецкий полицейскими были только украинцы. Первый призыв к пленным был такой: «Кто украинец – иди на службу к немцам!» Лагерные полицейские формально не переставали оставаться пленными, но они находились на привилегированном положении. Они имели лучший паек, были хорошо одеты, жили в отдельных помещениях... «Полицаи» не только поддерживали лагерную дисциплину, но и выявляли среди пленных коммунистов, комиссаров, евреев – всех «нежелательных элементов». «Полицаи» также приводили в исполнение смертные приговоры».
Дальше – еще интереснее. То, что в изложении Андрея Ющенко выглядело как побеги из концлагерей (даже за попытку которых немцы расстреливали), на самом деле могло быть «командировками» для ведения агентурной работы среди военнопленных. За три с лишним года пребывания в плену Андрей Ющенко сменил девять(!) концлагерей. И не только остался жив, но и «пристрастился к хорошему кофе».
«Складывается впечатление, что версиями о «побегах» и «наказаниях» Ющенко пытался объяснить очевидную нелогичность и странность своих перемещений между лагерями, которые различались по своей специфике. Так, Шталаг 5 Люфт, куда был переведен Ющенко, являлся лагерем для пленных из состава военно-воздушных сил. Обращает на себя внимание то, что Ющенко, не имевший никакого отношения к ВВС, попал в лагерь для офицеров-летчиков. Другая примечательная особенность – звание старший лейтенант, под которым он числится в Шталаге 5 Люфт. Напомним, в Красной армии Ющенко был старшиной, и именно с этим званием он и попал в плен», – отмечает Юрий Вильнер.
В автобиографии 1945 года Ющенко сообщает о пребывании «с декабря 1943 года» в Шталаге 318. Вильнер пишет: «Известно, что под наименованием «штрафной лагерь 318» действовал так называемый «штрафной лагерь «Цеппелина» 39. Предприятие «Цеппелин» – разведывательно-диверсионный орган, созданный в 1942 году Главным управлением имперской безопасности (РСХА) Германии для операций против СССР. «Цеппелин» занимался заброской подготовленной агентуры в советский тыл для сбора информации о политическом положении в стране, проведения антисоветской и националистической пропаганды, организации повстанческого движения, осуществления терактов по отношению к высшему партийному, советскому и военному руководству. Отбор и вербовка агентуры осуществлялись главным образом в лагерях военнопленных».
Попадание в этот лагерь могло свидетельствовать, что, по мнению его кураторов, Андрей Ющенко «созрел» и для более серьезной работы. Затем его действительно направляют в Освенцим, но не в концентрационный лагерь, а в специальный лагерь для военнопленных, где располагалась еще одна школа «Цеппелина» и где наш герой получил свой новый номер №11367.
В публикации Ю. Вильнера указывается, что Андрея Ющенко 23 апреля 1945 года освободили американцы, а уже в августе 1945 года он «не совсем законно» оказался в родной Сумской области. Часто менял места работы, уезжал в Западную Украину, а фильтрационное дело в его отношении велось вплоть до 1950 года и «могло быть закрыто и по причине того, что он согласился на негласную работу на МГБ».
Была ли эта работа связана с украинским националистическим подпольем, был ли ценный агент «Цеппелина» до выдачи советским властям перевербован освободившими его американцами, автора брошюры,
разумеется, не слишком интересует.
Но свою лепту в развитие современной политической ситуации и в «войну компроматов» в Украине публикация Юрия Вильнера, несомненно, внесла.

P.S. «Украинцы боролись в разных армиях, но они боролись против общего врага – нацизма, за общую цель, за честь и свободу Отчизны, за счастье своего народа», – заявил 9 мая г-н Ющенко, выступая перед ветеранами на мемориальном комплексе «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» в Киеве. «Героическое сопротивление фашистским захватчикам осуществляли мужественные борцы за независимость Украины – воины УПА», – сказал президент и был освистан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter