Реалити-шоу "Мой бизнес" на ОНТ: предприниматели проходят кастинг в проект

Где клюет лещ

Свыше 700 заявок подали белорусские предприниматели, желающие попасть в реалити–шоу «Мой бизнес», получить квалифицированную экспертную помощь, да просто воспользоваться случаем и сделать себе рекламу на ТВ. Каждый, у кого есть идея (важный момент: не на бумаге, а уже на стадии реализации!), мог рискнуть и попытаться убедить экспертов из ведущих компаний Беларуси в том, что именно ему должна быть оказана всяческая поддержка, а заодно вступить в борьбу за внушительный приз. Команда «СБ» побывала на съемках в студии телеканала ОНТ и выяснила, кто претендует на участие в уникальном проекте с денежным фондом в 1 миллиард 300 миллионов рублей. 



«Мы готовы продолжать запись! — раздается по громкой связи голос режиссера. — Менторы, я не вижу вас всех! Спрячьте, пожалуйста, стаканчики и бутылки с водой. Операторы, займите свои места!» Но вот все мелочи улажены, эксперты расположились в креслах, участникам на пальцах объяснили, куда становиться и в какую сторону смотреть. Начинается самое интересное: на ковер к потенциальным инвесторам, тертым, много повидавшим и скептически щурящимся, выходит «жертва». Сейчас прямо перед камерами предприниматель, жаждущий попасть в проект, должен доказать реальным и весьма зубастым акулам бизнеса, что его идеи чего–то стоят и могут быть воплощены. Если хоть один из менторов скажет старт–апу «да», пришедший на кастинг автоматически становится участником программы, с ним будут работать, обучать и способствовать его становлению.

В коридоре готовятся к выходу конкурсанты, на ходу репетирующие свою будущую презентацию, ведущий Денис Курьян готов, если что, помочь подсказкой, но все равно нервы выдерживают не у всех. У дизайнера Ольги Кардаш отнимают шпаргалку с тезисами — говорить нужно своими словами. Девушка тут же сбивается и забывает заготовленные заранее фразы. По обе стороны от нее рядком стоят стройные модели в нарядах из новой коллекции. Мечта Ольги — организовать производство красивой, стильной одежды для белорусок:

— Сейчас каждое мое платье стоит от 1,5 до 3 млн. рублей, их покупают, но одна модель тиражируется количеством не более 50 экземпляров. А мне хочется выпускать одежду массовую, при этом модную и менее дорогую, которую сможет позволить себе большое количество людей.

Эксперты–менторы задают молодому модельеру острые вопросы, стараясь выбить почву из–под ног. Заместитель председателя правления Беларусбанка Александр Поливко ведет себя, как придирчивый экзаменатор, его не устраивает недостаточная подкованность Ольги в сугубо деловых вопросах:

— Ищите хорошего экономиста, менеджера — и тогда мы поможем вам профинансировать ваш проект. 



Уверенным в себе и подготовленным выглядит Алексей Пальчунов — в строгом костюме и с улыбкой, как к себе домой, входит в студию и рассказывает о придуманном им мобильном приложении для рыбаков:

— Вы знаете, где клюет лещ? А я знаю! Мне 32 года, и я рыбак–любитель с 25–летним стажем. Я проанализировал 23 тысячи рыбалок за последние 5 лет и теперь могу точно сказать, где и какую рыбу можно ловить в нашей стране. Созданное нами мобильное приложение Fish Club выдает статистику клева по водоемам Беларуси, в перспективе мы хотим реализовать функцию прогноза рыбалки.

«Славянская керамическая артель» выносит стенды с рисунками и демонстрационную продукцию: люксовая плитка для облицовки печей и каминов, с ручной росписью золотом, терракотовые плиточки, изразцы — у ребят налаженный, с нуля построенный бизнес, которому уже 5 лет, им хочется расширяться. Один из менторов, руководитель департамента маркетинга компании МТС Денис Терещенко, качает головой:

— Вам требуется не совсем наша экспертиза, вы и так раскрутились и сможете решить свои проблемы вне этого проекта.

Глава управляющей компании «Зубр Капитал» Олег Хусаенов вообще откровенно запугивает ремесленников:

— Вам нужно держаться подальше от таких, как я. Вы делаете штучные высокохудожественные вещи своими руками, а я заставлю вас лепить горшок за горшком, чтобы получить массовый продукт. 



Наблюдая за тем, как ведут себя акулы бизнеса в роли менторов, видишь, что сами они от происходящего получают удовольствие. Да и эмоции нагнетают вполне профессионально, заставляя жертву до последнего трепетать и мучиться неизвестностью: возьмут не возьмут? К сердцу прижмут, рублем одарят или отправят на вольные хлеба? Речь ведь не просто о телешоу, а о реальной помощи!

Из всех полученных заявок на воплощение всерьез может претендовать примерно 1%, комментирует один из менторов, совладелец группы компаний «СТИ–Сармат», председатель правления сообщества бизнес–ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН» Александр Кнырович, уже 4 года занимающийся продвижением старт–апов и работой с молодыми предпринимателями:

— Основную работу по отбору претендентов проводила команда «Зубр Капитала», заявлено было более 700 проектов, по анкетам отобрали около 170 — 180, с которыми проводили собеседование вживую. И уже из этого количества выбрано чуть более 30 участников, которые попали на кастинг в студии. Предпочтение отдавалось компаниям, находящимся на начальном этапе развития, которым есть куда расти. Сегодня мы отберем из них восьмерку — тех, кто останется в программе. В обществе всего 5% предпринимателей, соответственно проекты, затеянные оставшимися 95%, будут в той или иной степени неадекватны. И в нашем случае из 700 заявок — около 10 — 12 проектов, с которыми реально можно и хочется поработать.

— Какие идеи могут действительно заинтересовать независимых инвесторов?

— Только что перед нами были ребята, которые занимаются продвижением фермерских экопродуктов — без применения химикатов, без гормонов и т.д. Пытаются прививать эту культуру в Беларуси, работают с фермерами, с покупателями, осуществляют доставку таких продуктов. Мечтают о небольшом магазинчике, в котором будут холодильники и пр. С моей точки зрения, очень интересный проект. Была также группа уже немолодых людей, увлеченных охотой и рыбалкой, совместивших свое хобби с профессией. Сегодня они делают несколько моделей мультигрилей. Казалось бы, что нового в шашлычнице? Но они нашли это новое.

Отбор проходят проекты разноплановые, дублирующих и похожих друг на друга не будет: это неинтересно ни инвесторам, ни зрителю. Так что из двух похожих идей менторы выбирают лучшую. Кстати, 90% старт–апов не имеют никакого отношения к высоким технологиям и столь любимому сегодня слову «инновации»: представители малого бизнеса предпочитают вещи более приземленные. Впрочем, нашелся оригинал, представивший некий необычный прибор, регулирующий энергию человека так, чтобы каждому становилось и физически, и психологически комфортнее. А вот оценила ли экспертная комиссия инновационный продукт, вы узнаете, наблюдая за перипетиями реалити–шоу «Мой бизнес» в новом телесезоне на канале ОНТ.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 149 (24779). Пятница, 7 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter