Где и как «гнездится» коррупция

Коррупционных преступлений зафиксировано на треть меньше

В минувшем году по сравнению с предыдущим количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Беларуси уменьшилось более чем на четверть — с 2416 до 1779. Число лиц, совершивших коррупционные преступления, за год сократилось (по оконченным производством уголовным делам и материалам проверок) на 15 % — с 1355 до 1151.

— В 2012 году в рамках реализации государственной антикоррупционной политики с учетом продолжающейся реформы правоохранительной системы органами прокуратуры как самостоятельно, так и посредством прокурорского надзора и координационной деятельности принимались активные меры по повышению эффективности и уровня взаимодействия между органами, осуществляющими борьбу с коррупцией. При этом постоянным требованием является обеспечение в министерствах и ведомствах, исполкомах систематического анализа причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям, с разработкой и внедрением мер с учетом специфики соответствующей отрасли или сферы деятельности, которые повлияют на снижение уровня такой преступности. Несмотря на предпринимаемые меры по активизации борьбы с коррупцией, анализ коррупционной преступности свидетельствует о сохраняющейся тенденции снижения количества регистрируемых преступлений этой категории, — комментирует приведенные цифры заместитель начальника Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Беларуси Алексей Кавзунович.

В числе выявленных в минувшем году коррупционных преступлений — 933 (в предыдущем году — 1322) факта взяточничества, 546 (863) хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, 224 (141) злоупотребления властью или служебными полномочиями, 57 (40) превышений власти или служебных полномочий.

Очевидно значительное увеличение количества злоупотреблений властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (более чем в два раза), а также снижение количества хищений путем злоупотребления служебными полномочиями в общей структуре коррупционной преступности.

В разрезе регионов основной массив коррупционных преступлений приходится на Витебскую (333, что несколько больше, чем было год назад), Гомельскую (323), Минскую (274) области и г. Минск (276).

По результатам года по оконченным делам установлен материальный ущерб в размере 29 853 млн. руб., что на 8495 млн. руб. меньше, чем в 2011 году. Возмещен материальный ущерб на сумму 12 361 млн. руб. (в 2011 году — 15 847 миллионов). При этом приняты меры по возмещению ущерба на сумму 26 739 млн. руб., в 2011 году — на 36 021 миллион.

В разрезе министерств и ведомств коррупция в минувшем году чаще всего «гнездилась» в министерствах лесного хозяйства (120), образования (55), промышленности (47), транспорта и коммуникаций (43), архитектуры и строительства (42), сельского хозяйства и продовольствия (38), энергетики (26), системах Белкоопсоюза (40) и Белнефтехима (31).

В системе органов исполнительной власти за год зарегистрировано 448 фактов совершения коррупционных преступлений, или четверть от всех зафиксированных в стране. Из них в органах и организациях, непосредственно подчиненных облисполкомам, совершено 175 коррупционных преступлений, городским (районным) исполкомам — 263, сельским — 10.

В 2012 году органами прокуратуры проведено 636 проверок исполнения антикоррупционного законодательства. По их результатам возбуждено 87 уголовных дел, внесено 554 представления об устранении нарушений норм законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, 464 предписания, 110 протестов. Официально предупреждены о недопустимости нарушений закона 483 лица. В результате рассмотрения данных актов надзора к административной ответственности привлечено 155 лиц, к дисциплинарной — 960 лиц, в том числе из них 21 освобождено от занимаемой должности, отменено 102 незаконных правовых акта.

Генеральной прокуратурой в прошедшем году проведены проверки в министерствах сельского хозяйства и продовольствия, энергетики, в концерне «Беллесбумпром». По результатам проверок выявлены многочисленные факты нарушений в сфере владельческого надзора, ведомственного контроля, сохранности собственности. В связи с этим в адрес руководителей Минсельхозпрода и концерна «Беллесбумпром» внесены представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства посредством мер прокурорского реагирования. Обеспечивается систематический анализ складывающейся ситуации по противодействию коррупции в сферах и отраслях экономической деятельности с целью выявления и профилактики коррупционных рисков, а также определения и устранения причин и условий, их формирующих. С учетом его результатов координируется деятельность государственных и иных организаций по организации и принятию адекватных мер, направленных на устранение и недопущение уже выявленных и формирующихся коррупционных факторов.

В зависимости от конкретных криминогенных условий и результатов анализа состояния коррупционной преступности определяются основные направления координационной деятельности по борьбе с коррупцией.

— Главная задача прокуратуры, — подчеркнул Алексей Кавзунович, — обеспечить принципиальный и взыскательный надзор за исполнением антикоррупционного законодательства со стороны всех государственных органов и организаций, должностных лиц и граждан, а также законность в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование по делам и материалам о коррупции. Стараемся не допускать незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности.

— Следственный комитет активно взаимодействует с Генеральной прокуратурой и органами дознания, стараясь при этом поднять выше планку качества расследования преступлений коррупционной направленности, — в свою очередь отметил начальник отдела процессуального контроля за расследованием преступлений о коррупции и против интересов службы Главного управления процессуального контроля Следственного комитета Беларуси Дмитрий Воробьев. — Мы постарались таким образом выстроить структуру расследования этих преступлений, чтобы обеспечить максимальную объективность и глубину. В результате по итогам минувшего года судами не вынесено ни одного оправдательного приговора по уголовным делам, которые расследовали следователи СК. Для сравнения: по делам, которые выносились за год до создания Следственного комитета, было 35 оправдательных приговоров.

Начальник отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси Александр Водяной считает, что в нашей стране создана и функционирует четкая система, обеспечивающая противодействие коррупции во всех сферах жизнедеятельности. Пристальное внимание борьбе с этим коварным злом уделяется Президентом и правительством. Это, считает Александр Владимирович, подтверждается тем, что Республикой Беларусь ратифицирована Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Внесены изменения в национальное законодательство, соответствующие нормам международного права. Реализация государственных программ по борьбе с преступностью, исполнение поручений Президента и Совета Министров в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства позволили повысить контроль за деятельностью должностных лиц, осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование воспитательно-профилактической работы с кадрами, укрепление трудовой, исполнительской и финансовой дисциплины. Как следствие — наблюдается тенденция к снижению общего количества выявленных фактов коррупционных преступлений, что свидетельствует о повышении эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции как правоохранительными органами, так и непосредственно республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter