Где готовят «синих воротничков»

Какие специальности нынче самые популярные среди абитуриентов, выбирающих рабочую профессию? Об этом, а также о перспективах системы профтехобразования корреспонденту «Знаменки» рассказал ректор Республиканского института профессионального образования профессор Аркадий Шкляр.

Какие специальности нынче самые популярные среди абитуриентов, выбирающих рабочую профессию? Об этом, а также о перспективах системы профтехобразования корреспонденту «Знаменки» рассказал ректор Республиканского института профессионального образования профессор Аркадий Шкляр.


Дефицитные кадры

Аркадий Шкляр– Выпускники с рабочей специальностью на рынке труда крайне востребованны. Насколько система профтехобразования удовлетворяет спрос на рабочие руки?

– В советское время вся система профессионального образования страны удовлетворяла потребности экономики в кадрах примерно на 17 процентов, в настоящее время – на 20-23 процента. Сейчас эта проблема стоит особенно остро. Сказывается демографическая ситуация – резко сократилось количество выпускников, большинство из них хотят получить вузовский диплом. Да и наши предприятия не могут четко сформулировать, сколько же рабочих им необходимо по тем или иным специальностям. Например, когда-то у нас был большой спрос на строительные профессии. Увеличили прием по ним в разы, но мы же не можем готовить кадры только для одной отрасли. Будем готовить больше строителей, кто тогда станет к станку на заводе? Кстати, Беларусь была первой страной на пространстве бывшего СССР, которая в 2011 году приняла положение о порядке прогнозирования госзаказа на подготовку рабочих и служащих. Но, видимо, пока еще не все осознали его важность. Тем не менее решать проблему нужно сообща учебным заведениям, предприятиям и органам власти.

 

Колледж или лицей?

– Когда-то мне довелось знакомиться с подготовкой рабочих в Германии по дуальной системе: учащиеся два дня в неделю занимаются в учебном центре, а все остальное время  –  на производстве. Планируем ли мы перенимать такой опыт?

– Система профессионального образования нашей страны за последнее время адаптировалась к современным тенденциям развития профессионально-педагогической науки и требованиям экономики. Конечно, для подготовки некоторых профессий может быть использован опыт наших немецких коллег по дуальной системе, но для этого надо принять ряд нормативных правовых документов, изменяющих порядок взаимодействия системы профессионального образования и бизнеса. У зарубежных коллег нам стоило бы поучиться, как привлекать к подготовке кадров структуры бизнеса. А то получается, что у нас много частных компаний, а рабочих для них готовит только государство. Назрела необходимость создания механизма государственно-частного партнерства. К примеру, можно сформировать фонд, средства в который будут вносить и предприятия, а распоряжаться им будет Министерство образования. В целом же нам не стоит ломать то, что создавалось многие годы, но ту мощную структуру, которая есть сейчас, следует усовершенствовать. Мы создаем два типа учебных заведений: колледж – в нем можно получить как среднее специальное, так и профессионально-техническое образование. И профессиональный лицей, где будут готовить только по программам ПТО. Также на базе лучших колледжей будут создаваться ресурсные центры по видам экономической деятельности для опережающей системы подготовки кадров для инновационной экономики. Материально-техническая обеспеченность этих учреждений образования, технология обучения, штатное расписание должны быть адаптированы к мировым стандартам по обеспечению качества подготовки кадров. Таких центров будет не более 10-15. Кстати, за последние двадцать лет мы не закрыли ни одного учебного заведения.

 

– И как скоро появятся учреждения нового типа?

– Колледжи, где реализуются образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, мы уже открываем. Часть из них затем передаем из республиканского бюджета в областной, ведь не секрет, что учебные заведения, которые фактически готовили специалистов для региона, содержались за счет республики. Им было сложно сориентироваться на рынке труда. Думаю, что и колледжи, которые находятся в подчинении министерств и ведомств, тоже должны перейти в ведение Министерства образования. Так нам удастся избежать некоторых перекосов. К примеру, во многих колледжах, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, готовят экономистов и юристов – учебные заведения сами определяют планы набора. Но столько юристов и экономистов на рынке труда не нужно. Чтобы сформировать новую систему профобразования, потребуется еще несколько лет.

 

– Высокий уровень подготовки рабочих наверняка привлекает в нашу страну иностранцев?

– В наших ссузах учатся 768 человек из 27 стран, в профессионально-технических учебных заведениях постигают азы профессии 281 человек из 15 стран. Желающие получить образование у нас есть, но нам нужно грамотно выстраивать свою маркетинговую политику, рассказывать и показывать, что мы умеем. Недавно, к примеру, у нас прошли подготовку 30 нигерийцев. Они окончили вузы в своей стране, но для получения степени бакалавра им необходима была квалификация рабочего или специалиста. Выбрали Беларусь для получения рабочих специальностей «газоэлекросварщик» и «оператор станков с ЧПУ».

 

Какие специальности нынче самые популярные среди абитуриентов, выбирающих рабочую профессию?

 

Хочу быть строителем!

– А кем хотят быть наши ребята?

– Самые популярные у выпускников базовой школы профессии «программист» и «юрист». Не меньшим спросом пользуются «помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи», «зубной техник», «техник-строитель», «художник-модельер (парикмахер)», «дизайнер», «техник-механик по эксплуатации автомобилей», «техник-электрик», «техник-энергетик».

 

– Какие новые специальности открылись?

– В этом году в ссузах стали готовить по таким специальностям, как «тестирование программного обеспечения», «охотничье хозяйство», «оборудование и технологии мебельного производства», «мехатроника» и другим. На уровне профтехобразования за два года список профессий пополнился сразу восемью, среди них «укладчик напольных покрытий», «слесарь-сборщик бытовой техники», «слесарь по обслуживанию и ремонту наружных газопроводов».

 

– Если заглянуть в будущее, какие специальности будут самыми востребованными через пять-десять лет?

– Без труда смогут найти себе работу «синие воротнички» в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле, лесном хозяйстве и здравоохранении, на транспорте и предприятиях, которые занимаются ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.


– Раньше учеба в ПТУ или ссузе не ставила крест на получении высшего образования. При желании и наличии способностей после их окончания можно было штурмовать вуз. Сохранились ли в высших учебных заведениях сокращенные формы обучения, чтобы выпускник колледжа смог поступит сразу на второй-третий курс?

– Одни вузы сохранили такую форму обучения, другие от нее отказались. Сегодня мы ставим перед собой задачу восстановить цепочку ПТУ – ссуз – вуз. У ребят, выбирающих рабочую профессию, должен быть шанс в будущем получить высшее образование.

 


Новье!

Ребятам, планирующим поступление в следующем году, самое время определиться с выбором и присмотреть себе специальность по душе. Если среди предложенных вариантов пока нет подходящего именно вам, возможно, такой скоро появится. К открытию готовятся специальности: «микро- и наноэлектронные технологии и системы», «радиосистемы охраны и теленаблюдения», «обслуживание и эксплуатация жилых домов», «электроника механических транспортных средств», «программируемые мобильные системы» и др.


Наталья УРЯДОВА, «ЗН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter