12 августа также Иван (Иоанн) Воин. Ему особо молились пострадавшие от воровства. Хоть «злодзей бывае i ў лапцях, i ў жупане», в народе верили: в любом случае Иван поможет найти украденное и покарает обидчиков.
14 августа — начало Успенского поста и первый Спас, который у нас называли «медовым», «маковеем», в некоторых регионах еще и «мокрым»: отсюда обычай проводить крестный ход и освящать источники воды. Старались не только умыться «чыстай вадзiцай» из них, но и, зачерпнув пригоршню, плеснуть ею на кого‑нибудь из находившихся рядом.
Считалось, в этот день пчеловодам нужно подрезать соты, чтобы и дальше мог продолжаться медосбор. На Медовый Спас по народным традициям (а они воспринимались как закон) каждый пчеловод непременно должен угостить медом друзей, родных, а еще лучше — незнакомого человека. Обязательно приглашали полакомиться детей. Хозяйки пекли блины, которые обмакивали в мед. Вообще, время от первого до третьего Спаса называлось у нас «Спасаўкай‑ласаўкай».
В дни Спаса в церковь, кроме меда и яблок, несли освящать мед, морковь, целебные травы, воду, груши, сливы (необыкновенно хороши были белорусские желтые сливы — сладкие, действительно медовые). Кстати, грушевое дерево почиталось особо, как и яблоня. Считалось, именно с груши Богородица сходит на землю. Именно на груше в 1470 году явилась чудотворная Жировичская икона Божией Матери. Поэтому срубать грушу, если она еще плодоносит, было большим грехом. Но одновременно в народных представлениях груша выступала и «прытулкам» для таких мифологических существ, как русалки: именно для них на грушевое дерево забрасывали венки из цветов и трав во время русальной недели. Опасались также, что в дупле очень старой, с корявым, будто измученным артритом, стволом груши может прятаться черт.
Поскольку Спас Медовый, то и с гостями за столом пили медовуху — напиток в Беларуси стародавний и по праву заслуживающий внимания. Будь то рождение или тризна, медовуха была обязательной частью угощения у представителей всех сословий — от князей до крестьян. Существовала даже своеобразная гильдия медоваров.
Технология приготовления напитка выглядела примерно следующим образом. Мед растворялся в воде, затем кипятился, с него снималась пена и в напиток добавлялись соки ягод: клюквы, черники, малины… Потом все снова кипятилось и разливалось по бутылям, которые тщательно укупоривали и выдерживали в «склепе» одну‑две недели. Такая медовуха относилась к напиткам легким. Для более крепких «медов» напиток готовили сильной концентрации и для выдержки бочку или другую емкость закапывали в землю на несколько месяцев. Однако постепенно медовуху вытеснило «хлебное вино».
15 августа в традиционном народном календаре — Степан‑сеновал (Стефан). В середине августа травы еще в силе, и этот период считается временем второго, уже практически осеннего сенокоса, за что Степан и получил свое прозвище. По этому дню определяли погоду на первый месяц осени.
16 августа — Антон‑вихровей. Середина августа и вторая его половина у нас нередко сопровождаются сильными, особенно по ночам, бурями — чаще на юго‑западных территориях. А вообще, после Медового Спаса лето навстречу осени уже вприпрыжку бежит.