О личных подсобных хозяйствах

Где бульба, Тарас?

Часто бываю на своей отчине, в деревне. Каждый раз замечаю там перемены. Но не всегда в лучшую сторону. Особенно обидно, что на глазах вырождаются сельские подворья. Во многих сараях, где еще недавно люди держали по нескольку коров, свиней, разводили птицу и другую живность, теперь полупусто и лишь гуляет ветер. Грустный факт: только в Гродненской области в прошлом году прекратили существование 400 личных подсобных хозяйств, еще сотни на грани исчезновения. Что ждет село завтра?


Урожай с личного подворья — это ведь не только интерес его хозяина. Так уж годами сложилось, что излишки продукции крестьянин продавал государству. Выгодно и себе, и покупателю. А «вясковая» доля в общем пироге по–прежнему значительна. В этом меня убедила начальник управления экономики комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Ирина Бышкало. В 2013 году каждый 15–й литр молока в регионе надоен от коров сельчан, более чем десятая часть крупного рогатого скота содержалась в деревенских хлевах, а всякое третье яйцо получено с частных дворов. Еще более впечатляют «картофельные» цифры: 82 процента всего урожая бульбы собрано на сотках.


Так что же мешает и дальше развивать личные подсобные хозяйства? Не беру в расчет так называемые неперспективные деревни. Ну не по силам теперь старикам, которые там чаще всего проживают, заниматься этим тяжелым трудом. Отслужили они уже земле–кормилице. Тут бы к своему столу вырастить на грядке свежие огурчик, лучок, чесночок да иметь еще в придачу несколько курочек–несушек...


Но почему тогда крепким мужикам, у которых по–хорошему чешутся руки, не взяться за работу? Оказалось, что не всегда просто стать настоящим деревенским хозяином. Даже если есть потребность. В этом убедился сам, когда побывал в нескольких агрогородках. Да, на улицах лежит асфальт, красуются разноцветные заборы, построены новые дома. Но молодым семьям создать свое маленькое хозяйство не так и легко. В миниатюрных сарайчиках можно поставить разве что лопату да велосипед. Даже для козы там не всегда найдется место... Вот и крутись как хочешь.


Ивану Малашене из деревни Котра Гродненского района хозяйствовать очень хочется, хотя и проживает с семьей всего в нескольких километрах от города Скиделя — в двухэтажном многоквартирном доме. Когда–то неподалеку возвели небольшие постройки. Они не пустуют и теперь, но живности там мало, да и огороды не пользуются популярностью. Даже бульбу покупают... Не то что у Малашени. Развернулся он на широкую ногу. Есть куры, утки, гуси, индюки, цесарки... Хозяйство большое. Оно и стало причиной резкого недовольства сельчан, вынужденных проживать вблизи частного птичника.


О конфликте деревенских интересов написала в письме в гродненский корпункт «СБ» Татьяна Игнатьева. В Котре она живет на улице Молодежной. «Каждый день я здесь хожу, обминая стаи птиц соседа, которые свободно гуляют где захотят, под ногами постоянно помет, кругом беспорядок, — сокрушается Татьяна Игнатьева. — А ведь наша деревня раньше утопала в зелени, на улицах было чисто. Куда только мы ни обращались, но помощи никакой, ферма меньше не стала».


Частный случай? Не соглашусь. Я видел эти хозяйственные постройки. Деревенский «шанхайчик», да и только. Но такие убогие сараи встретишь и в других населенных пунктах. В Котру уже неоднократно наведывались с проверками контролеры из многих районных и областных организаций. Они выявили нарушения ветеринарно–санитарных правил содержания птиц, есть претензии к использованию земельного участка. Необычайно активному хозяину предписано сократить поголовье птиц до 50 особей, установить ограждения и вольеры. Вдобавок еще заплатить штраф.


По закону все правильно. Можно понять и сельчан, уставших от птичьего соседства. Вот только решена ли проблема по уму? Прикипевшему к настоящему деревенскому труду человеку в расцвете сил не хочется корчевать на корню свое мозолями выстраданное дело. И его я тоже понимаю...


Как же тогда в окружении деревенских домов держать подсобное хозяйство и при этом оставаться в ладах с законом? В Гродненском облсельхозпроде дают такой совет. Каждый крестьянин, написав заявление в местный орган власти, вправе рассчитывать на выделение земельного участка площадью до трех гектаров. Можешь там сеять рожь, сажать картошку или разводить птичье хозяйство. Однако в прошлом году взяли дополнительные сотки лишь 64 деревенских жителя области. Остальные то ли не захотели, то ли не знают о такой возможности.


А почему бы в Котре, да и в других деревнях, где проживает немало молодых семей, не обустроить новые хозяйственные дворы? Не под окнами жилых домов, разумеется.


Советская Белоруссия №56 (24439). Среда, 26 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter