Где айпод, где супермаркет и где наш сельчанин...

Усовершенствование — улучшение? По преимуществу это закрытие школ, почтовых отделений, магазинов, сельских больничек. Обычно к этим мерам прибегают вынужденно. По объективным причинам — нет средств на их содержание либо обслуживать некого. Казалось бы, для владельца, рачительного хозяина, единственный выход — оптимизировать… Но почему не задуматься о том, что происходит с поселком, который лишается «своей» почты или магазина?

Все чаще в отношении деревенских социально-бытовых и культурных объектов мы слышим слова: реорганизация, оптимизация. Что они означают?

Усовершенствование — улучшение? По преимуществу это закрытие школ, почтовых отделений, магазинов, сельских больничек. Обычно к этим мерам прибегают вынужденно. По объективным причинам — нет средств на их содержание либо обслуживать некого. Казалось бы, для владельца, рачительного хозяина, единственный выход — оптимизировать… Но почему не задуматься о том, что происходит с поселком, который лишается «своей» почты или магазина?

Ведь что ни говори, такие перемены вовсе не дают второе дыхание той или иной деревушке. С одной стороны, сами сельчане твердят: как-то так получилось, что они перестали ходить в местный магазин, не выписывают прессу... С другой, местные власти тоже разводят руками — мол, аренды и выплаты сотрудникам не позволяют работать с прибылью. А в итоге белорусские села в некоторых случаях все дальше от заветного «возрождения». Ведь если поразмыслить, кто поедет в деревню, где, кроме «хат», нет ничего, кто купит там дом, привезет ребенка? Таких альтруистов мало. И пускай сколько угодно говорят о мобильности передвижных магазинных и почтовых автолавок — удобство такой услуги мне сомнительно. Самой довелось не так давно чуть ли не полчаса стоять на цыпочках у почтового автовагончика, чтобы хоть что-то увидеть в окошко, услышать слова работницы. Я уж не говорю о том, что все операции оплачиваются исключительно наличными, а не по карточкам, что удобнее, да и деревенским жителям пора бы с ними освоиться.

Да, в Европе уже давно наблюдается такая тенденция: от убыточных соцобъектов избавляются без сожаления. Например, в Нидерландах еще в 2011 году закрыли все без исключения почтовые отделения, а их продукцию попросту перенесли в отделы гипермаркетов. Но ведь такая реорганизация у нас не приведет к удобствам. А порой наоборот. Закрывая почту или магазин, мы лишаем сельчан еще и своего рода культурного центра, где они могут не только получать услуги и совершать покупки, но и встречаться, общаться, обсуждать новости. И потом, они ведь не такие мобильные, как их европейские ровесники, чтобы прыгнуть в свой «кар» и поехать в супермаркет за 15 километров, скачать свежий номер газеты на айпод, а поздравление отправить по электронке. Да, везет тем, у кого есть и дети, и внуки — все к дому подвезут. А как быть тем, у кого нет заботливых родных?..

В общем, лично мне хотелось бы видеть реорганизацию там, где без нее не обойтись, где это необходимо. А не для того, чтобы «нагнать» план мероприятий... Но пока на просторах белорусского Интернета историй о том, например, как сельчане «отстояли» свой магазин, нет. Но если такие были, то поделитесь с «БН».

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?