Газовый угар. Российский концерн “за долги” сократил поставки газа в Беларусь на 60 процентов — Европа всерьез озабочена непредсказуемостью “Газпрома”.

Вчера в 10 часов утра по московскому времени председатель правления Алексей Миллер закрутил газовый вентиль еще туже, уменьшив поставки голубого топлива вдвое.

Вчера в 10 часов утра по московскому времени председатель правления Алексей Миллер закрутил газовый вентиль еще туже, уменьшив поставки голубого топлива вдвое.

Таким способом газовой монополист намерен добиться от нашей страны уплаты долга в 192 миллиона долларов. При этом газпромовские чиновники нехотя, но признают, что сами должны за транзит еще более внушительную сумму — 260 миллионов долларов. Если ближайший союзник объявляет “газовую войну” в знаковый для наших народов день — 22 июня — и разговаривает на языке ультиматумов, то естественно, что были приняты симметричные меры: Президент Александр Лукашенко заявил о прекращении транзита российского газа через территорию Беларуси, пока “Газпром” не погасит долг.
Однако газ по-прежнему идет по трубам — об этом заявили как глава “Газпрома”, так и представители Евросоюза. Премьер-министр Польши Дональд Туск отметил, что давление в газопроводе Ямал—Европа остается прежним и газовый конфликт пока никак не сказался на Польше.

Тем не менее Запад всерьез озабочен непред-сказуемостью российского газового концерна, несмотря на то, что в ЕС поступает через Беларусь только 6,25 процента топлива, Литва зависит от поставок на 100 процентов, а Германия может не успеть закачать достаточно газа в хранилища, чтобы подготовиться к зиме. И хотя ЕС официально заявил, что в конфликт он вмешиваться не намерен, репутация “Газпрома” как надежного партнера в очередной раз оказалась подмочена.
— Пока ситуация остается в пределах разумного, — полагает политолог Юрий Шевцов. — Но при нынешней раскладке наиболее пострадает имидж России как поставщика газа. Она начала конфликт на пустом месте: “Газпром”, не имея актов прокачки газа через нашу территорию, полгода держал потребителей в ЕС под угрозой. Россия ведет себя в данном случае абсолютно неконструктивно.
По мнению эксперта, на нашей территории есть газ, который позволит работать предприятиям, но долго это продолжаться не может.
— Скорее всего, будет так, как и сказал наш Президент: до 5-го числа мы расплатимся по долгу. В это время состоятся важные встречи в Казахстане по Таможенному союзу, где должны теоретически определиться все основные параметры единого экономического пространства. И до этой даты стороны ведут борьбу и используют все аргументы, какие у них есть.
Впрочем, газовый вентиль, похоже, единственный аргумент России, а он утомил не только ближайших соседей РФ, но и Европу. Иначе не объяснить, почему “Газпром” закрывает глаза на молдавский долг в 2,3 млрд долларов и устраивает скандал из-за гораздо меньшей задолженности Беларуси.
— За последние годы Россия научилась эффективно пользоваться газовой монополией, — говорит доктор экономических наук профессор Михаил Ковалев. — Ясно, что причина не в долгах, тем паче что неясно, кто кому больше должен. Россия еще больше портит свой имидж в Европе — поляки и литовцы понимают, что в любой момент “газовое оружие” может быть обращено против них. “Газовые объятия” нужны, чтобы принудить Беларусь к вступлению в Таможенный союз на невыгодных для нее условиях. Ясно, что это главная фишка в канун будущей предвыборной кампании президента Медведева, который хочет, чтобы все было красиво и выгодно исключительно для России.
— Это конфликт, в основе которого лежат политические мотивы, — согласен заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц. — Надо четко понимать, что Россия — это империя и за несколько лет менталитет не поменять.
Если раньше цари говорили: у нас два союзника — армия и флот, то теперь это нефть и газ.
Геогрий Гриц уверен, что конфликт разрешится рано или поздно, но более актуально говорить о выводах, которые обе стороны из него сделают.
— Надо четко понимать: бизнес — не игра в песочнице. Надо научиться корректно и щепетильно заниматься договорами, основывать взаимоотношения на правильном подписании обязательств, а не на устных договоренностях. Если мы хотим быть суверенными, то должны строить экономику, не зависящую на 90 процентов от внешних ресурсов. Нужно перейти от слов к делу и действительно создавать инновационную экономику, выделив приоритетные направления. Ведь Беларуси нужно работать на внешних рынках и конкурировать с корпорациями, бюджет которых в десятки раз выше нашего.

Обзор мировой прессы

Berliner Zeitung, Германия:
“Полтора года назад, когда Россия перекрыла Украине газовый вентиль, вся Европа задрожала: и не только потому, что во многих восточноевропейских городах отключилось отопление. А прежде всего потому, что тот газовый конфликт отчетливо показал, насколько континент зависим от “надежных” поставок российского газа... Главное в том, что рыночная мощь России пошла на убыль, а в результате мирового экономического спада сократилось потребление газа”.

Christian Science Monitor, США:
“Россия опять взялась за свое. Она пользуется газом как инструментом воздействия на поведение своих соседей. Она хочет, чтобы Президент Беларуси Александр Лукашенко вступил в новый таможенный союз, в поддержку которого выступает премьер-министр России Владимир Путин”.

The New York Times, США:
“Конфликт поднял дополнительные вопросы о зависимости Европы от поставок энергоносителей из России. Были другие конфликты с Россией по поводу поставок энергии в последние годы, включая спор “Газпрома” о цене на газ с южной соседкой Беларуси Украиной, который привел к отключению транзита газа, к тому, что миллионы домов в Европе остались без тепла”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter