Газовый транзит

Справка «Союзного вече» Проект Прикаспийского газопровода Туркмения – Казахстан-РСФСР: Челекен – Туркменбаши (ныне – Красноводск) – Бекдаш-Атырау (бывший Гурьев) до его стыковки с российской газопроводной сетью в Саратовской области (Александров Гай) был разработан еще в начале 1980-х годов. Но не был реализован в связи с ростом потребления среднеазиатского газа в России. До сих пор его доля в российском газопотреблении превышает 20%.

Этот маршрут, по экспертным оценкам правительств  Казахстана, Туркмении и России, имеет много экономико-политических преимуществ:
* До 85% его общей протяженности, включая прикаспийские районы Казахстана и Туркмении, – действующие газопроводы,  нуждающиеся в частичной реконструкции. Соединительные линии нужны только в ряде районов этих  стран.
* Проект будет способствовать развитию трубопрокатного производства в России, ибо технологическое обеспечение газопровода возложено на российскую сторону.
* Расстояние транзита среднеазиатского газа через РФ почти вдвое короче, чем по предлагаемому США и Евросоюзом Транскаспийскому варианту (по дну Каспия,  через Закавказье и Турцию).
* Газотранзит через Россию лишен политических рисков, ибо он обходит, например, Северный Кавказ.  
* Устраняется конкуренция между наиболее «газообеспеченными» странами СНГ на европейском и постсоветском рынке газа.
* Среднегодовая пропускная способность артерии – до 90 млрд кубометров – полностью освоит объемы экспорта газа из прикаспийских районов Туркмении, Казахстана, Западного Узбекистана и некоторых регионов России.
* По географическим, технологическим и политическим причинам к этому проекту наверняка подключится экспортный газ из Узбекистана и, в перспективе,  Ирана.
Предлагаемый же США, ЕС и Турцией проект Транскаспийского газопровода в обход РФ – из казахстанского и туркменского Прикаспия, далее по дну Каспия, через  Закавказье и Турцию – менее выгоден и небезопасен. Его трасса: Казахстан (полуостров Мангышлак) – Туркмения (Туркменбаши – Челекен) – Каспий – Азербайджан (Баку – Мингечаур) – Грузия (Тбилиси – Ахалцихе) – Эрзурум – Эрзинджан – Анкара – Бурса – Стамбул (Турция) вдвое длиннее Прикаспийского газопровода и более чем вдвое дороже.
* До 80%  трассы – это новое капиталоемкое строительство в  высокогорных сейсмически опасных районах,  по дну Каспия и Босфора.
* Почти треть трассы намечено проложить на востоке и юго-востоке Турции, где  действуют курдские повстанцы и сохраняются территориальные споры с Арменией.
* Нынешнюю ситуацию в Турции многие аналитики считают предвестником гражданской и межэтнической войны там: это изначально повышает политические риски проекта.
* Среднегодовая пропускная способность маршрута – 50 миллиардов кубометров – недостаточна для освоения экспортных объемов прикаспийского газа.
* Технологические и политические причины исключают вариант  подключения Узбекистана и Ирана к «газовому» маршруту в обход РФ.
* В руководстве ЕС полагают, что в обмен на больший транзит среднеазиатского газа в Европу Анкара потребует от Брюсселя ускоренного вступления Турции в Евросоюз и соответственно «забвения» Евросоюзом своих требований к этой стране. То есть решения курдской проблемы, урегулирования споров с Арменией и Грецией (последствия геноцида армян и греков,  пограничные споры), воссоединения Кипра (его север и половина столицы Никосии оккупированы Турцией) и большей демократии в самой Турции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter