«Газовая индульгенция» для Ирана

Запад стимулирует конкуренцию иранского и прикаспийского энергосырья с российским Палата представителей конгресса США на днях одобрила законопроект о противодействии созданию «газовой ОПЕК». Одновременно, в противовес этой гипотетической структуре, Туркмения договорилась с Ираном о транзите туркменского газа в Турцию и через Турцию на Балканы. Причем параллельно с иранским газом, что впервые за последние 10 лет не вызвало протестов со стороны США и ЕС. Более того, туркмено-ирано-турецкий газопроводный проект будут финансировать в основном западные структуры.

Таким образом, создается отвечающий долгосрочным интересам США и ЕС ирано-туркменский газовый альянс, который будет конкурировать с российскими газопоставками в Европу. Что касается «газовой ОПЕК», речь идет о согласовании газоэкспортной политики между Алжиром, Катаром и Венесуэлой, о чем эти страны договорились еще осенью прошлого года. Иран же присоединился к блоку только в сфере консультаций по ценовым вопросам. Но, по имеющейся информации, не исключено подключение к упомянутому блоку Ливии, Ирана, Судана, Малайзии и Боливии.
Россия, как известно, отказалась присоединиться к этому блоку (как и  другие страны СНГ – поставщики газа, Норвегия, Голландия, Нигерия, Индонезия, Бруней, Мексика, ОАЭ). Однако тему альтернативной «газовой ОПЕК» президент РФ активно зондировал во время недавнего визита в Катар.
Похоже, впервые за многие годы согласие США и ЕС на рост поставок газа в «еврорегион» из Ирана и через Иран нацелено на решение двух взаимосвязанных задач: усиление  конкуренции с российским газом в Европе и предотвращение «смычки» Ирана с политически радикальными государствами-газоэкспортерами. И неудивительно, что антииранская кампания в США и ЕС к началу второго полугодия-2007 прекратилась.
Кстати, туркменский (через Иран) и иранский газ уже поставляется в Армению и Грузию, а договоренности о туркменском газотранзите через Иран были достигнуты еще в период правления С.А. Ниязова – осенью прошлого года. По экспертным оценкам, благодаря ирано-туркменскому газоэкспорту в Европу спрос там на российский газ к 2010–2011 годам может сократиться на 15–17 процентов, если Россия не понизит свои газоэкспортные цены. Характерно и то, что финансировать строительство туркмено-ирано-турецкого газопровода примерно на 65 процентов будут фирмы США, стран – членов ЕС и Японии.
А вблизи Анкары иранский и туркменский газ, можно сказать, «вольется» в азербайджано-турецко-балканский газопровод, сооружение которого тоже финансируют в основном западные структуры. Совместный же «прессинг» газа из Азербайджана, Ирана и Туркмении в Европе к 2010–2011 годам, по аналитическим прогнозам, снизит там спрос на российский газ минимум  на 20 процентов – опять-таки, если РФ не понизит свои газоэкспортные цены. Причем намечены ответвления от этой «объединенной артерии» в западный регион бывшего СССР. А средняя экспортная цена туркменского, азербайджанского и иранского газа в Европе прогнозируется на 15–25 процентов меньше, чем тамошние расценки на российское газовое сырье. Что грозит России ежегодными потерями до полутора миллиардов долларов.
По имеющейся информации, до четверти, а то и до трети среднегодовой газодобычи Туркмении будет экспортироваться не через Россию, подтверждением чему также является предстоящее возобновление переговоров с США, странами Южной Азии, Великобританией, Францией и Японией (после почти трехлетнего перерыва) об их участии в сооружении газопровода Туркмения – Иран – Пакистан – Индия. Вскоре начнется и строительство газопровода Туркмения – КНР (через Узбекистан и Таджикистан).
Так что упомянутый законопроект США де-факто направлен на поддержку конкурирующих с Россией маршрутов поставок газа и самих его поставщиков. Тем более что в этом документе отмечено: «Россия неоднократно демонстрировала свою готовность воспользоваться ролью поставщика нефти и газа для оказания политического давления на другие страны, такие как Грузия, Украина, Беларусь и другие. А создание международного картеля по природному газу, аналогичного ОПЕК, создало бы значительную угрозу для цен и поставок энергии, для экономики США и всего мира, а также для их безопасности».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter