Газ — по назначению

Успешно поставляет для белорусских и зарубежных потребителей единственное в стране предприятие РУП СГ-Транс После того как вся страна стала постепенно переходить на природный газ, актуальность использования сжиженного газа в Беларуси стала постепенно терять остроту. Тем не менее в негазифицированных районах сжиженное топливо остается главным источником энергии, особенно в частном секторе. Большее внимание этому виду топлива в последние годы стали уделять и автомобилисты, поскольку бензин и дизельное топливо стремительно дорожают.А вот о том, какой путь преодолевает сжиженный газ, пока дойдет до каждой плиты или автомобильного двигателя, мы даже не задумываемся. Ключевым звеном на этом пути газа от производителя до потребителя в нашей стране является Республиканское унитарное предприятие по транспортировке и обеспечению сжиженными нефтяными газами, офис которого расположен в Новополоцке. О работе предприятия мы беседуем с директором РУП СГ-Транс Евгением ЕЗЕРСКИМ.

— Евгений Викторович, как известно, РУП СГ-Транс — единственное в Беларуси предприятие, которое занимается транспортировкой по железной дороге сжиженных нефтяных газов, выработанных на нефтегазоперерабатывающих предприятиях республики. Какие в связи с этим предъявляются требования к вашей деятельности?
— Наша основная задача — бесперебойный вывоз в специальных цистернах по железной дороге газовой продукции с заводов, которых в стране четыре — ОАО “Нафтан”, ОАО “Полимир”, ОАО “Мозырский НПЗ” и РУП ПО “Белоруснефть”, доставка ее на газонаполнительные станции, а также вывоз на экспорт. Экспорт в доле перевозок составляет до 40 процентов, а адресатами выступают Россия, Эстония, Турция, Украина, Финляндия, а также Польша, где газ перегружается на специальных терминалах и затем расходится по всей Европе. Таким образом, ежемесячно наше предприятие вывозит порядка 40—42 тысяч тонн сжиженного газа.
Для реализации данной задачи мы имеем собственный подвижной парк, который насчитывает свыше 800 цистерн. А это, надо отметить, сложные технические устройства, которые требуют особого внимания к своей безопасности и надежности. Ведь это объекты повышенной взрыво- и пожароопасности, они работают под давлением, постоянно находятся в движении на колесах, поэтому всегда должны быть в технически исправном состоянии, за чем пристально следят органы Госпромнадзора. Например, толщина стенки цистерны должна быть не менее 22 мм, максимально высоки требования к ходовой части, к состоянию колесных пар. Естественно, что эти задачи можно решить, когда у подвижного состава один хозяин. Именно поэтому, осуществляя транспортно-экспедиционное обслуживание и являясь грузоотправителем, наше предприятие — единственное в Беларуси — имеет право обслуживать и ремонтировать цистерны, проводить их гидроиспытания.
— Но ведь объемы производства на тех же нефтеперерабатывающих заводах увеличиваются? Достаточно ли у предприятия технических возможностей, чтобы справляться со всеми заказами и обеспечивать бесперебойные поставки?
— Действительно, производство сжиженного газа как на Мозырском НПЗ, так и на Новополоцком ОАО “Нафтан” за счет ввода новых мощностей растет, и это требует адекватных шагов с нашей стороны, в частности увеличения подвижного состава. Идет постоянное пополнение парка, так как износ основных фондов составляет примерно 60—70 процентов. К 2015 году почти половина из имеющихся у нас цистерн подлежит списанию, поскольку срок их эксплуатации составляет 40 лет. За последние 5 лет приобретено 80 цистерн за счет собственных средств. Кстати, стоимость одного такого резервуара на колесах составляет более 100 тысяч долларов, что свидетельствует о высокой технологичности и высокой степени безопасности изделия. Мы надеемся, что предприятию будет оказана финансовая помощь из инновационного фонда ГПО по топливу и газификации. Хотя я не исключаю, что для дополнительных закупок подвижного состава придется брать кредит. Все приобретенные цистерны будут осуществлять поставки газа в основном на экспорт.
Кстати, сейчас в Беларуси появился еще один перевозчик. Правда, он будет работать за пределами страны. Но если для обеспечения потребностей наших партнеров не будет хватать цистерн нашего предприятия, то он готов помочь в вывозе газовой продукции со всех нефтегазовых предприятий страны.

trans2.jpg

География деятельности предприятия


— Очевидно, что парк в 800 цистерн требует серьезной ремонтной базы, чтобы поддерживать транспорт в исправном состоянии?
— Когда-то наше предприятие располагало филиалами в Мажейкяе (Литва) и Киришах (Ленинградская область), где находились ремонтные подразделения. Когда же филиалы стали самостоятельными, мы потеряли эти базы. Тем не менее предприятие поддерживает состояние подвижного состава на высоком уровне, хотя работы приходится выполнять на арендованных площадях или по договорам с другими организациями. Например, на ОАО “Полимир” по нашей инициативе и при нашем участии восстановили участок для проведения внутреннего осмотра, покраски и гидроиспытаний цистерн.
Одновременно увеличение объема перевозок сжиженного газа заставило всерьез задуматься о создании собственной базы. Это позволило бы сэкономить немалые средства. Для реализации этой идеи РУП СГ-Транс бесплатно предлагались бывшие территории воинских частей и помещения складов, но, взвесив все аргументы “за” и “против”, мы решили, что все это далеко, а нам необходимо строить базу ближе к нефтеперерабатывающим заводам. И сейчас уже идет ее строительство в промышленной зоне, недалеко от станции Новополоцк. На базе будет и ремонтно-испытательный пункт для подвижного состава. На сегодняшний день в стадии завершения и сдачи гаражи и административно-бытовой корпус. А к концу 2010 года планируется завершение всех работ и ввод базы в эксплуатацию.
Кстати, данная база поможет решить проблему ремонта и испытания только сосудов цистерн. А вот для ремонта ходовой части строить помещения смысла нет — хотя предприятие и располагает большим парком подвижного состава, для обеспечения рентабельности ремонтного производства этого количества все же недостаточно. Так что по договоренности с Белорусской железной дорогой раз в год мы будем проводить ремонт ходовой части подвижного состава в вагонных депо.
— Евгений Викторович, известно, что залогом благополучия, процветания и высоких достижений любого предприятия является не только состояние технической базы — важны усилия и настроенность трудового коллектива. Полагаю, что управляться с таким хозяйством, которое имеется на балансе РУП СГ-Транс, могут только высококвалифицированные специалисты. Расскажите, пожалуйста, о своих людях.
— Вы правы, коллектив предприятия — это действительно высококвалифицированные специалисты. Благодаря трудолюбию, высокому профессионализму, ответственности и слаженной работе коллектива за последние 6 лет не произошло ни одного  происшествия при транспортировке сжиженных газов по железной дороге. И я уверен, что с такими людьми и в дальнейшем можно успешно решать задачи, поставленные жизнью.

Полезный адрес

РУП СГ-ТРАНС
211440, г.Новополоцк, ул.Ктаторова, 1.
Тел.: (0214) 53-20-30, 53-02-01.

УНП 300041350

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter