Какая ситуация на внутреннем и мировом рынках минеральных удобрений

Газ отправил азот на взлет

√ Как менялась ситуация с накоплением минеральных удобрений под яровой и озимый сев?

√ Почему растут цены на эликсир урожайности в стране и за рубежом?

√ Чем ответит Беларусь на западные санкции против нашего калия?

√ Отразится ли дефицит плодородия в мире на урожае? 

√ Будет ли снижение стоимости NPK на планете? 

Людей на Земле — все больше, почвы, которую можно отдать под пашню, — все меньше. В этих условиях возрастает роль минеральных удобрений, от которых зависит, чтобы еды хватило всем. Какие тенденции сейчас преобладают на мировом рынке минеральных удобрений и как ими обеспечиваются аграрии Беларуси? 

В Беларуси три основных химических предприятия, которые позволяют не только полностью обеспечить сельское хозяйство всеми видами минеральных удобрений, но и продавать их за рубеж. Азота и фосфора экспортируется около половины, а калия — более 90 процентов. Но поскольку первых продается за рубеж сотни тысяч тонн, а калия — миллионы, то именно он приносит нашей стране самую весомую валютную выручку.


Динамика экспорта белорусского калия начала активно расти с 2014 года, резко подскочив с 13,4 процента на мировом рынке до 18,8. Теперь этот показатель более 20 процентов уже в течение последних пяти лет. За 2014 — 2021 годы белорусский калий поставлялся в 140 стран, в среднем ежегодно — более чем в 100. Для сравнения, канадский калий востребован примерно в 55—58 странах мира, российский — 64—67. Средний объем ежегодных поставок белорусского калия наиболее крупным покупателям: Бразилия 1,8 —2,5 миллиона тонн, Индия 1,1—1,4 миллиона, Китай 1,2—1,7 миллиона.

Но вернемся к своему рынку. Как рассказала начальник отдела агрохимии и защиты растений главного управления растениеводства Минсельхозпрода Екатерина Кулешова, под яровой сев 2021 года было накоплено 806 тысяч тонн действующего вещества минеральных удобрений — 62 процента от потребности и на 5 меньше, чем годом ранее. По их видам ситуация такая: азота — 74 процента, калия — 65, фосфора — только 28. По регионам: в Брестской области — 70 процентов NPK от необходимого количества, Витебской — 31, Гомельской — 58, Гродненской — 80, Минской — 74, Могилевской — 52.

Под озимый сев положение с удобрениями выглядело значительно лучше, чем весной. Их было 92 процента от потребности. Азота — 101, калия — 113, фосфора — 49. По областям: Брестская — 104, Витебская — 71, Гомельская — 85, Гродненская — 115, Минская — 91, Могилевская — 90. В среднем — 116 процентов к соответствующему периоду прошлого года.

Сейчас идет процесс накопления минеральных удобрений под яровой сев 2022-го. Положение значительно лучше, чем год назад. Всех удобрений — 129 процентов к декабрю 2020-го. В том числе азота — 113, калия — 142, фосфора — 131. По областям: Брестская — 149 процентов, Витебская — 102, Гомельская — 113, Гродненская — 152, Минская — 93, Могилевская — 207. Как видим, закладываются хорошие предпосылки для будущего урожая. Но успокаиваться рано. Всем хозяйствам надо активно запасаться удобрениями, делать это максимально зимой, а не накануне сева.

Естественно, сельхозпроизводителей в первую очередь интересует стоимость эликсира урожайности. Больше всего колебаниям подвержены азотные удобрения, поскольку связаны с уровнем мировых цен. На 1 декабря 2021 года по сравнению с соответствующим периодом 2020-го на внутреннем рынке они выросли более чем на 50 процентов. Но с октября этого года ОАО «Гродно Азот» заморозило цены для отечественных потребителей на четвертый квартал. Фосфорные удобрения тоже растут в цене. И тут мы ничего не можем поделать, так как сырье завозное. За год цены на них на внутреннем рынке выросли более чем на 70 процентов. Пока стабильная ситуация с калием, который для белорусских потребителей в разы дешевле, чем для зарубежных. Однако и здесь грядут перемены, со следующего года ожидается увеличение цены.

Западные государства ввели санкции против нашего калия. Однако Беларусь преодолеет все трудности в этой сфере, перенаправит экспорт в другие страны, в том числе Россию и Китай, заявил еще летом Александр Субботин, который тогда был заместителем Премьер-министра: «Мы активно работаем, чтобы получить рынки там, где еще не сертифицированы наши удобрения. Попасть на тот рынок, куда еще не попали, а куда попали — расширить».

Какая ситуация с удобрениями в мире? Основные их потребители на планете — густонаселенные Китай и Индия. Они, обеспечивая треть общего спроса, фактически, задают общемировые цены. Следом идут США, Европа и Бразилия.

В этом году рост цен на газ привел к резкому подорожанию минеральных удобрений для сельского хозяйства во всем мире. В их себестоимости доля энергии (природного газа) составляет, по данным Европейской ассоциации производителей удобрений, до 80 процентов, и затраты сейчас растут вместе с котировками газа.

Но подорожание лишь часть проблемы. На рынке всерьез возник риск дефицита удобрений. А их нехватка — это снижение урожая зерновых, кукурузы, картофеля и прочих культур.

В Европе уменьшили выпуск продукции или вовсе приостановили работу более десятка крупнейших заводов по производству удобрений и компонентов для их изготовления. Началось это еще при ценах на газ около 800 долларов за тысячу кубометров в начале осени, а сейчас они выше 1000 долларов. В результате остановлено 40—50 процентов мощностей по производству аммиака. Он используется для производства самых распространенных и дешевых азотных удобрений. На европейском рынке они занимают около 65 процентов. Цена на них уже превысила 800—1000 долларов за тонну.

На Востоке дела не лучше, один из крупнейших экспортеров удобрений — Китай стал сокращать поставки за границу еще летом, а сейчас и вовсе намеревается ограничить экспорт фосфорных удобрений до середины следующего года.

В России отрасль находится на контроле у органов власти, и у них хватает рычагов для мягкого урегулирования, так как производители минеральных удобрений во многом зависимы от допуска к сырьевым и инфраструктурным ресурсам.

Например, в начале октября крупнейшие российские производители минеральных удобрений сами решили продлить режим сдерживания цен на свою продукцию до 31 декабря 2021 года, чтобы аграрии имели возможность подготовиться к весенним полевым работам. А сейчас идут переговоры о его продлении на весеннюю посевную 2022 года. По данным Российской ассоциации производителей удобрений, дефицита минеральных удобрений в стране нет и не предвидится.

При дешевом сырье и энергоносителях у российских производителей был соблазн нарастить экспорт удобрений и хорошо на этом заработать в связи с ростом цен. Однако в такой ситуации мог пострадать внутренний рынок. Власти среагировали быстро. Правительство России ввело временные количественные ограничения на вывоз минеральных удобрений на полгода с 1 декабря 2021 года. Для азотных удобрений лимит — не более 5,9 миллиона тонн, сложных — не более 5,35 миллиона. Оперативное решение правительства позволит без особых проблем провести полевые работы в 2022 году и предотвратить потери в сборе зерновых, рост цен на продукцию растениеводства и животноводства.

Украинские фермеры еще не успели сформировать запасы минеральных удобрений на период весенних полевых работ под урожай 2022 года из-за роста цен и ограниченного предложения удобрений на рынке. Сейчас торговая активность на рынке украинских удобрений замерла. Фермеры почти прекратили закупки азотных удобрений, как только цены на них начали расти. Кризис на рынке удобрений может наступить весной с приближением традиционного пика спроса на минеральные удобрения. Спрос на азотные неизбежно вырастет, а предложение будет существенно уступать спросу, отмечают украинские трейдеры.

Инфографика Елены Черной, «СГ»

Мировой энергетический кризис наряду с потенциальным отсутствием химической продукции из Китая выступают основным фактором текущей ценовой эскалации на мировых рынках азотных удобрений. На страну приходится около 10 процентов мирового экспорта карбамида (5,5 миллиона тонн в 2020 году) и около 30 процентов глобального рынка диаммонийфосфата (5,7 миллиона тонн). В целом в 2020 году Китай поставил за рубеж более 29 миллионов тонн удобрений (рост на 5,1 процента).

Их основными импортерами выступают Индия, на которую в 2020 году пришлось около 3 миллионов тонн китайского карбамида и 1,8 миллиона — диаммонийфосфата, а также Пакистан и страны ЮВА (по диаммонийфосфату), Австралия и Латинская Америка (по аммофосу). Именно эти потребители прежде всего столкнутся с дефицитом удобрений и резким ростом цен. Уже сейчас цены на большинство азотных и фосфорных удобрений находятся на высоком уровне. Так, карбамид стоит около 600—650 долларов за тонну, увеличение с начала года — 90 процентов. Причиной беспрецедентного роста цен на фосфорные удобрения, помимо издержек производителей с удорожанием углеводородов, стал дефицит фосфатов, вызванный перенаправлением на внутренний рынок товарных потоков крупных американских компаний из-за политики США по защите своего рынка от российских и марокканских компаний.

По прогнозам экспертов, стоимость минудобрений в 2022 году на мировом рынке продолжит бить многолетние рекорды, но уже в 2023-м может рухнуть примерно вдвое. Взлет цен в этом году снизил покупательную способность аграриев, и текущая стоимость калийных и фосфорных удобрений выглядит «не вполне обоснованной». Сегмент азотных удобрений страдает из-за резкого удорожания газа, но эксперты ждут долгосрочного тренда снижения цен на все виды удобрений со второго квартала 2022 года. Пик цен на азотные удобрения может наступить в марте 2022 года, на фосфорные удобрения — до конца первого квартала 2022 года, а на калийные удобрения — к концу текущего года. Но последующее падение с 12—14-летних максимумов будет затяжным, поэтому средние цены в 2022-м по-прежнему будут выше, чем в 2021 году.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter