Газ и тормоз

О системе подготовки водителей

Опытные управленцы знают: своевременный компромисс — это признак ума, а глупое упрямство свидетельствует о недальновидности. В отношениях между двумя полюсами — государственным и частным — мы пока, к сожалению, все еще частенько глупим. Вот пример. Система подготовки водителей, которой некоторые эксперты пророчат в скором времени много бед. В ход идут выражения «нечестная конкуренция», «лоббирование интересов» и даже «блат». Кто кого лоббирует и что будет от этого нам, клиентам? Вопрос не из простых...


Внимательный читатель сейчас, пожалуй, вздохнет — опять про автошколы. Сколько можно! Действительно, в последнее время «СБ» уделила теме немало газетной площади. Согласимся, и других проблем, которые стоит обсудить, хватает. Но эта, мы даже и не ожидали, оказалась извилистой, как коленвал. С какой колокольни ни посмотри — конфликт.


Чтобы не рассказывать долго и нудно о том, как развивались наши автошколы, представим синусоиду. В сфере то объявляли либерализацию, то снова закручивали гайки. Соответственно количество учебных организаций то увеличивалось, то сокращалось. Теперь, судя по всему, наступил очередной период колебаний. На одном из недавних семинаров, прошедшем под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций, пришли к выводу: качество работы во многих учебных организациях, особенно негосударственной формы собственности, хромает. Правила игры специалисты решили подкорректировать — подготовлены изменения в нормативные документы, которые ужесточат требования к автодромам, учебным автомобилям и т.д. Кто от этого выиграет? Клиент. Кто может пострадать? Недобросовестные конторы. Это позиция официальная. Во многом я ее поддерживаю — с шарлатанами от автообразования сталкивался лично.


После публикации об этом семинаре в редакцию обратились представители Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств. Они считают: если поправки вступят в силу, рынок ляжет на лопатки. Потому что редкая частная организация сможет соответствовать новым требованиям. Автошколы вынуждены будут закрыться. Возникнет ажиотаж. Пострадает в итоге кто? Клиент. Выиграет? Конторы министерские и ведомственные. Таково мнение частное. Оно тоже кажется обоснованным.


Минтранс претензии о лоббировании интересов госструктур, впрочем, категорически отвергает. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Шишко, также обратившись в газету, назвал их надуманными и не соответствующими действительности.


Что в итоге? Одни романтично утверждают: дайте нам свободный рынок, и он расставит все на свои места. Другие практично парируют — свобода эта приведет к анархии. Знакомая картина...


На этом спор можно было бы закончить в виду его бесперспективности. Если бы в дело не вмешалась третья сторона, ситуацию запутавшая окончательно. Александр Чулаков, замдиректора по учебно–производственной части Гомельского спортивно–технического клуба ДОСААФ, тоже откликнувшийся на поднятую газетой дискуссию, убежден, что лоббирование в сфере имеет место, вот только «помогает» государство в лице профильного министерства именно частным организациям.


А.Чулаков категоричен: «Конкуренция должна быть здоровой, чтобы все организации находились в равных условиях. У нас же, в Гомеле, как раз наоборот. Когда приезжают проверять ДОСААФ, чуть ли не до миллиметра вымеряют расстояние между стойками на автодроме. У частных же автошкол даже не все элементы на площадках есть, а им нарушения сходят с рук. Туда, кстати, ушли уволенные нами горе–мастера, предлагавшие курсантам «поработать по индивидуальной программе». Но контролирующей организации это безразлично. Что выходит? Закон, что дышло? У кого–то связи? Не верю, что планируемые изменения отрасли помогут. Частники как работали, так и будут работать спустя рукава».


Замдиректора привел типичный, с его точки зрения, пример. Некоторые гомельские автошколы арендуют в областной ГАИ автодром. Там проводят свои выпускные экзамены, там же курсанты сдают на права. «Осталось еще взять в аренду в Госавтоинспекции учебный класс и преподавать теорию. Это все равно, что идти на экзамен, зная заранее, где лежит выученный билет», — говорит он.


Подтекст, думается, объяснять не стоит. Очевидно, что в вопросе с автошколами сложилась нездоровая атмосфера, а непонимание игроками рынка того, что их ждет, на пользу отрасли не идет. Быть может, хватит упорствовать и все же попытаться найти компромисс?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter