Гайдукевич – о распределении выпускников вузов: надо ценить то, что государство обеспечивает работой

Во вступительной кампании этого года есть ряд новаций. В программе «Либеральный четверг» на «СБ ТВ» их прокомментировал Олег Гайдукевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам.

Скриншот видео «СБ ТВ»

– Мне не нравится, когда много изменений, – прежде всего отметил он. – Президент как-то правильно сказал, что их должно быть меньше. Каждый год меняем правила. Надо, в конце концов, прийти к какой-то системе, чтобы родители и дети знали: 10–15 лет ничего меняться не будет. А не так, что идешь в школу. Через пять лет одни правила – ты готовишься. Еще через пять – другие. А за год до окончания школы опять все кардинально меняется. Надо уходить от этой практики. И Глава государства такую задачу, кстати, поставил.

Медалисты и выпускники колледжей с красным дипломом смогут поступать без экзаменов практически на все специальности в региональные вузы, а в минские высшие учебные заведения указанные абитуриенты смогут поступить без вступительных испытаний на наиболее востребованные экономикой специальности. 

– Это отличный стимул для детей хорошо учиться, – констатировал Олег Гайдукевич. – Когда я поступал в Академию МВД, завидовал суворовцам, которых брали без экзаменов. И эта норма – хороший стимул для детей участвовать в олимпиадах, побеждать. Ребенок будет знать, что если он отличник, то может без экзаменов поступать. Ну и зачем у таких детей экзамены принимать, если и так понятно, что они толковые и свои знания уже показали? Хорошая практика. Мне она нравится.

С этого года появляется возможность поступления на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций – заказчиков кадров, обеспечивших конкурс на место, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Это значит, что добросовестные заказчики кадров будут обеспечены выпускниками-целевиками вне зависимости от того, как проведут профориентационную работу по подбору абитуриентов на условиях целевой подготовки другие организации. 

– Однозначно целевая подготовка, распределение в той или иной мере должны быть, – отметил гость студии, комментируя эту норму. – У меня в Академии МВД было четкое распределение. Я попал во Фрунзенское РУВД Минска. Мне друзья, которые окончили другие вузы, завидовали. Потому что им выдали дипломы и сказали: «Идите куда хотите». А мест не было, никто на работу брать не хотел. Разве мы не должны поддержать эту категорию людей, разве не должны обеспечить молодым людям рабочие места? Разве не должны проводить государственную политику, чтобы мы заранее смотрели, где нам нужны кадры, и заранее озаботились их подготовкой? Так во всех странах мира делается. Это нормальная практика. И мы делаем так, чтобы диплом не был просто дипломом. Человек должен знать, что он получит диплом и гарантированно пойдет работать. Я согласен, по распределению не у всех получается попасть именно туда, куда хочется. Но говорить о том, что распределение не нужно, неправильно. Механизм надо совершенствовать с учетом мнений родителей, детей, с учетом практики его применения, но отказываться от него ни в коем случае нельзя. Потому что, если пойти на это, мы скатимся в 1990-е. После развала СССР люди с тремя образованиями не могли в киоск трудоустроиться. Надо ценить то, что государство обеспечивает работой, если хочешь работать.

Говоря о том, что в этом году обновлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам сказал:

– Когда я учился на юриста, приезжаю на озеро к друзьям, а мой друг лежит с конспектом по такому предмету, как «Сопромат». Я его открыл и сразу закрыл. Одни формулы. Конечно, технические специальности, высокая технологичность, микроэлектроника – это очень перспективно. Соответствующие специалисты будут крайне востребованы в ближайшее время, потому что технологический прогресс крайне важен для Беларуси и России. Безумно уважаю тех людей, которые выбирают для себя такое образование. Но дам совет родителям. Никогда не ломайте своих детей с точки зрения, куда им поступать, исходя из ваших личных взглядов. Пусть дети осуществляют свои мечты. Подсказать, посоветовать надо. Но пусть они все-таки сами решают свою судьбу.

Также Олег Гайдукевич отметил, что сам на свою старшую дочь при ее поступлении не давил:

– У меня старшая дочь уже студентка, учится не первый год, отличница. Но поступление – это, конечно, был стресс. Наверное, для каждого родителя это больше, чем для детей, стресс, потому что переживаешь. С дочерью у меня интересная ситуация вышла. Она поступила туда, куда я не хотел, чтобы она поступала. Но, понятно, не стал мешать. Захотела [пойти учиться] в БГУ на психолога – ради бога. Я, конечно, хотел, чтобы она пошла в систему правоохранительных органов или на международные отношения. Но она выбрала свой путь. И еще сказала: «Папа, если я поступлю в вуз не на платное отделение, ты разрешишь мне жить отдельно?» Я был уверен, что у нее не получится. И сказал: «Конечно!» А она взяла и поступила на бюджет. И приятно, и грустно, потому что пришлось ее отпустить. Сейчас живет отдельно. Младшая дочь? Пока она хочет быть певицей. Наверное, все девочки в возрасте 11 лет хотят подобного. Я сказал, что не против, но попросил ее учить математику, физику и химию, потому что и певицы должны быть хорошо образованными. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter