Гайдаю не до кино…

Есть ли у Витебщины потенциал Арабских Эмиратов?

По утверждению витебского геолога-энтузиаста, в глубине придвинских недр находятся немалые залежи углеводородного сырья

В той или иной степени большинство государств втянуто в борьбу за использование и распределение мировых запасов газово-нефтяных и других энергоресурсов. Однако до настоящего времени бытует стереотип, что Беларусь не обладает достаточно серьезными запасами собственного углеводородного сырья. Так ли это и есть ли в будущем альтернатива массовым закупкам за рубежом различных видов топливно-энергетических ресурсов?

Безусловно, программа энергетической безопасности нашей страны работает и ежегодно дает значительные результаты. Однако все ли мы сегодня делаем для развития этой темы в отдаленной перспективе?

Один в поле не воин?

Горный инженер Александр Гайдай, как и подобает настоящему геологу, в своей жизни много где бывал и много чего добывал…

Однако в последние годы Гайдай с редким самозабвением и упорством изучает недра белорусского севера. В своих исследованиях он достиг весьма любопытных результатов. Пока, конечно, не сенсационных, когда мощная струя найденного черного золота фонтанирует на десятки метров вверх, но вместе с тем подсказывающих направления и подступы к залежам подземных сокровищ Витебского региона.

По мнению геолога, недра белорусского Поозерья представляют собой часть огромного поля карбонатной осадочной породы в виде доломита. В ходе геологического генезиса в такой породе происходит глубокое превращение органики в углеводородное сырье (нефть и газ). Под действием температуры и давления органика преобразуется в углеводороды. Образно говоря, в материнской утробе карбонатной породы созревает «урожай» в виде классических нефти и газа. Подобные «энергетические» ловушки Александр Гайдай обнаружил лично в выбросах доломита и его кавернах возле городских поселков Руба и Лучеса под Витебском, Богушевск в Сенненском районе и у райцентра Россоны.

Многолетние наблюдения, а также изучение проб выхода доломита на земную поверхность словно открыли перед любознательным взором витебского геолога своего рода топографическую карту доледникового периода. Пока это чистый геологический лист, но он подсказывает место и условия для перспективных разработок возможных залежей нефти и газа.

По мере расширения своих исследований наш «старатель» сделал дополнительные открытия. К примеру, «Богушевская аномалия» с выходами на поверхность доломита, аргелита и других пород имеет поразительную схожесть с Каспийской впадиной. С той лишь разницей, что пока каспийской нефти здесь нет. А вот ловушки (залежи) черного золота, по его мнению, весьма вероятны.

Аргументы Гайдая уже выслушивали в различных ведомствах страны. Однако с учтивостью и вежливостью Александра Степановича всегда благодарили за заботу о расширении топливно-энергетического потенциала Беларуси. И тут же некоторые ответственные работники ссылались на существующие финансовые трудности, отсутствие бурового инструмента и оборудования для проведения необходимых геологических изысканий.

Иное дело, если бы витебский горный инженер пожаловал в высокие кабинеты с ведром зачерпнутой из недр Витебщины специфической углеводородной черной жидкости либо пришел с найденным там же и закачанным в баллон природным газом…

Есть ли у Витебщины потенциал Арабских Эмиратов?

Вопрос, конечно, интересный. Автор этих строк задал его под занавес уходящего старого и наступившего нового 2010 года тогдашнему председателю Лиозненского райисполкома Михаилу Пинчуку. Как стало известно, в окрестностях населенных пунктов Мальково, Якубовщина — рядом с российской приграничной Смоленской областью — специалисты центральной геофизической экспедиции РУП «Белгеология» активно ведут разведку возможных углеводородных месторождений.

Однако, по всей видимости, время для данного вопроса было выбрано мной не очень удачно. Глава района в то время «был на чемоданах», или, проще говоря, сдавал дела новому руководителю Лиозненщины в связи с переездом на работу в столицу. Поэтому сенсационной новости о нефтяной струе из лиозненских недр так и не получилось, но кое-что удалось узнать: геологоразведка в данном регионе, действительно, идет, и довольно серьезная. Тем более что из российских источников поступила информация о наличии месторождений черного золота на их территории, граничащей с Витебщиной.

Теперь снова вернемся к изысканиям витебского энтузиаста-одиночки Александра Гайдая. Он недоумевает, почему наши чиновники постоянно ссылаются на отсутствие средств и специального бурового инструмента. Это выглядит, по его мнению, беспомощно: необходимо сделать специализированный заказ предприятиям индустриальной Витебщины на их изготовление. Есть и другие пути ускорения геолого-разведочных работ, уверен Гайдай. Известное в стране предприятие «Белоруснефть» как раз предлагает подобные услуги: бурение и ремонт скважин, полевые и камеральные геолого-разведочные работы, научно-техническое обеспечение разработки месторождений.

Как удалось выяснить, уровень данного вида сервиса у предприятия, действительно, мировой. Бурение разведочных и эксплуатационных скважин на нефть и газ осуществляется глубиной более 5 тысяч метров. В наличии парк буровых установок ЗД-76, ЗД-86, оснащенных системами очистки буровых растворов фирмы «Деррик», программным обеспечением проектирования профилей стволов скважин и телеметрическими системами для управления траекториями.

Непосредственно геолого-разведочные работы исполняются сейсморегистрирующими комплексами «Sercel», которые имеют 6000 каналов, мощный вычислительный комплекс интегрированной обработки геолого-геофизической информации и т.д.

Скорее всего, как всегда, нет нужды изобретать велосипед. Проблема лишь в том, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, — так говорится в одном остроумном тосте…

------------------------------------

Комментарий в тему

Ярослав ГРИБИК, главный геолог по нефти и газу РУП «Белгеология»:

— В настоящее время в Беларуси установлена одна Припятская нефтегазоносная область. Это 74 месторождения нефти. Они обеспечивают примерно на четверть потребность страны в углеводородном сырье, без учета потребности нефтеперерабатывающих заводов.

На геологической карте страны вырисовываются еще два нефтеперспективных региона – Оршанская и Брестская впадины. Здесь выполняются геолого-разведочные работы. Они проводятся в соответствии с Государственной программой геолого-разведочных работ па развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006—2010 годы и на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 г. № 184.

Уже отработано несколько региональных сейсмопрофилей в направлении с востока (от границы с Российской Федерацией) на запад протяженностью 50—70 км. Завершаются гравимагнитные исследования на Суражском участке (Витебская область). В частности, пробурена параметрическая скважина «Суражская-1» в районе д.Тарасенки глубиной 1672 метра. На глубине 1606 м вскрыты породы кристаллического фундамента. В нижней части разреза скважины из древних протерозойских отложений в интервале глубин 1105—1672 м получены притоки пластовых вод минерализацией 90—164 г/л. Воды представлены хлоридно-натриевыми рассолами, что свидетельствует о высокой закрытости недр. Это можно считать положительным фактором для сохранения прогнозируемых залежей углеводородов.

Сегодня как раз идет формирование Государственной программы геолого-разведочных работ на 2011—2015 годы. Планируется продолжение региональных исследований Оршанской впадины. Мы надеемся на возможные перспективы нефтегазоносности данного региона. Специалисты даже уверены, что оценка будет положительная. Скорее всего, в перспективе ее газоносности. Об этом свидетельствует фактический геологический материал по региону.

На таком же региональном этапе выполняются геолого-разведочные работы к востоку от Оршанской впадины — в Московской синеклизе на территории Российской Федерации. К сожалению, разделение трансграничных территорий не позволяет, выражаясь простым языком, действовать в одной упряжке. Это делает более дорогостоящими геолого-разведочные изыскания для обоих государств. Вот и нам для получения оптимального результата геологических исследований потребуется совершенствование геофизической, геохимической и геологической съемок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter