Источник: Союзное вече
Союзное вече

Театральные деятели России и Беларуси обсудили проблемы репертуара и обменов между ведущими сценическими коллективами двух стран

Гастроли – как метеорит над Челябинском

Российско-белорусский театральный форум трудно представить без Владимира Гостюхина. Вот уж кого точно можно смело назвать «народным артистом Союзного государства».
Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

НЕПРОСТОЙ ВОПРОС


Первым делом для гостей форума, организованного на прошлой неделе Постоянным Комитетом Союзного государства и информагентством «Россия сегодня», устроили экскурсию по Большому театру. Для многих участников эта сцена хорошо знакома. Минчане не раз приезжали сюда со своими постановками.

Вопрос гастролей и стал на форуме, посвященном театральному искусству, одним из главных.

– На таком уровне мы впервые подняли эту тему, – сказал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. – Есть перспективы внести вклад в развитие театрального искусства. И, самое главное, в развитие культурных связей между двумя государствами. Прозвучала очень интересная мысль о летней школе молодых режиссеров и актеров. Мы обсудим с министерствами культуры, как это лучше сделать. Был поднят и другой вопрос, больной для театральных работников – возможность поездок друг к другу со спектаклями. Зачастую все упирается в деньги, но не это самое главное. Было бы желание и хорошая организация.

Госсекретаря поддержали и другие участники.

– Все зависит от нас, – считает заслуженный деятель искусств России, продюсер Ким Брейтбург. Его мюзикл «Дубровский» два года идет на минской сцене. – Если будем выступать с реальными предложениями, сами участвовать в их воплощении, все получится.

НУЖНО ЧАЩЕ ВСТРЕЧАТЬСЯ

Посол Беларуси в России Игорь Петришенко предложил стимулировать творческий обмен:

– Когда белорусские театры приезжают в российские города, их всегда очень тепло встречают. Дружба цементируется на духовных основах, и это важно для нашей интеграции. Но есть и другой процесс. Многие наши творческие молодые люди уезжают в Россию, где аудитория больше, но мы ждем и российских артистов в республике – у нас не менее благодатная почва.

Нельзя сказать, что обмена гастролями совсем нет. Недавно Малый театр приезжал в Минск и зритель его принимал на ура. А в прошлом году и Национальный  академический драматический театр имени М. Горького с аншлагами гастролировал по России.

– Были с гастролями на Южном Урале – прошли, как метеорит над Челябинском! Но пока это носит характер разовой акции. Как выиграть в лотерею. Хотелось бы системного характера, – говорит Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драмтеатра. – Вплоть до принятия на уровне Союза закона о гастрольной деятельности и льготах. Мы никогда не смогли бы позволить себе съездить всем театром на Урал без господдержки.

– И все же белорусский зритель мало знает современный российский театр, – посетовал глава Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры России Антон Прохоров. – В 1990-е годы практика масштабных гастролей была утрачена. Часто все обходится антрепризами с участием нескольких звезд. Наш центр помогал с гастролями в основном по России, но теперь мы поддерживаем и театры в СНГ. Связи с Беларусью надо укреплять активнее. Люди соскучились и хотят общаться с союзниками. Гастроли Малого театра профинансированы Минкультом России, и если это совместная акция двух ведомств, то будет здорово. Нужно объединить усилия.

Хотят приезжать в Россию и белорусские театры.

Итоги форума подвел заместитель Госсекретаря Союзного государства Иван Бамбиза:

– Совместные театральные проекты – дело творческих людей. Мы готовы помочь с организацией фестивалей, гастролей, летних школ. Разговаривали с представителями министерств культуры обеих стран и пришли к выводу, что в ближайшее время нужно провести детальные консультации на площадке Постоянного Комитета. Опыт культурных программ у нас есть. Мы участвуем в финансировании «Славянского базара», фестиваля «Творчество юных», гастролей молодежного симфонического оркестра Союзного государства и т. д.

Думаю, уже в этом году мы могли бы реализовать какой-либо театральный проект.

ДОСЛОВНО

Господдержка – большой аванс для театров

Гендиректор Международного информ-агентства «Россия сегодня», известный телеведущий Дмитрий Киселев:

– Театр не массовая культура. Он для людей, которые хотят мыслить и познавать нашу действительность. Когда появился кинематограф, говорили, что театру пришел конец. Но театр устоял. Людям хочется видеть все вживую, быть соучастниками процесса, а не смотреть на это за стеклом.

Наверное, нигде в мире нет такой мощной господдержки, как в России и Беларуси. Но это и большой аванс от государства. Театр не может быть «пыльным», мы ждем новых экспериментов, но хотим и сохранения классики в ее эталонном виде.

Я был на «Пиковой даме» в Большом театре. У Пушкина Герман сходит с ума в конце произведения, а тут он сразу сумасшедший, как и все вокруг него. Правильно ли это? Недавно Владимир Путин встречался с деятелями культуры, и ему жаловались, что им срывают спектакли. Райкин говорил о цензуре. Но президент сказал: вы сами выработайте критерии, что можно на сцене, а что нельзя, и мы будем на это опираться.

Александр Сидоренко, директор Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске»:

– На фестивале нашел свое место проект театральных встреч. Все билеты раскупались. Концерт, посвященный Союзному государству, всегда проходит с большим успехом. Пора задуматься и о союзном театральном проекте на витебской площадке.

ГОСТИ ФОРУМА

Армен Джигарханян: мы ходим на всякие КВНы, а не на Чехова

Народный артист СССР Армен Джигарханян считает, что нельзя разделять артистов на русских и белорусских:


Армен Джигарханян задал риторический вопрос: зачем нам Бродвей, если есть Пушкин?! Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru
– Мы все одна большая театральная семья. Неправильно разделять, русский артист или белорусский, московский или минский. Так же, как уровень культуры страны нельзя определить за пять минут. Надо хотя бы лет пять поработать в этой среде. Тогда поймешь, хороший театр или нет.

Очень непростой вопрос – театр и нация. Я – армянин. Армяне – артисты по жизни, живут, как играют, даже любят – как на сцене. Обожаю свой народ, но он не театральный. Вы никогда не задавались вопросом, почему в Америке нет театра? Потому что нет национальности!

– А как же Бродвей?

– Это другой театр. Не тот, что есть в Москве или в Минске.

– Почему же в США так любят Станиславского и Чехова?

– Это нам рассказали такой анекдот, и все в него поверили. Америку более-менее знаю. Там мюзикл любят, где веселье и все обязательно кончается победой.

– В чем же тогда сила нашего театра?

– В литературе. В ней есть удивительная правда. Я много лет мечтаю поставить «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького. Если хочешь понять русский народ, обязательно почитай это произведение.

– Зритель еще не разучился смотреть сложные вещи?

– Пока у нас есть все эти увеселительные шоу – об этом судить сложно. Наш Чехов – самая гениальная фигура в драматургии. Но мы не ходим смотреть Чехова, а ходим на всякие КВНы. А надо наоборот.

– Того же Чехова берутся осовременить, чтобы народ шел. Как вам «Три сестры» в виде продажных женщин или нетрадиционный Онегин?

– Артисты – такие другие «животные», они все делают по-иному – иначе живут, иначе целуют. Но если автор сказал все – не надо выдумывать. Если Пушкин создал Онегина таким, то таким он и должен остаться. Не стоит ради того, чтобы угодить публике, искажать образы.

Николай АЛЕКСЕЕВ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter