Граждане Узбекистана, Таджикистана и некоторых других стран СНГ будут с начала этого года въезжать в Россию только по загранпаспортам.

Гастарбайтер на перекрестке

Граждане Узбекистана, Таджикистана и некоторых других стран СНГ будут с начала этого года въезжать в Россию только по загранпаспортам.



Ранее они могли это сделать по внутреннему основному документу, удостоверяющему личность. При этом виза для пересечения российской границы для граждан этих стран, как и прежде, не потребуется.

Исключение, по словам главы ФМС Константина Ромодановского, из нового правила будет сделано лишь для Кыргызстана, который ведет переговоры о вступлении в ЕАЭС, и Украины, в связи со сложной внутриполитической обстановкой в этой стране. Новая мера также не коснется граждан Беларуси, Казахстана, Армении, входящих в ЕАЭС.

Кроме того, с этого года для трудовых мигрантов вводится комплексный экзамен по русскому языку, истории и праву, а также медобследование и медстраховка (в общей сложности на соблюдение всех этих требований у мигранта будет уходить до 30 тысяч рублей). Исключение составят лишь высококвалифицированные специалисты, дети до 18 лет и участники госпрограммы по переселению соотечественников.

Также фирмы и организации получили право нанимать трудовых мигрантов по патентам, а не квотам. С 2015 года стоимость патента на работу для иностранных граждан в Москве выросла с 1,2 тысячи рублей до 4 тысяч. Получение патента стало необходимым и для украинских граждан, работающих на территории России.

По словам Владимира Путина, следует облегчить въезд в Россию для тех, кто нужен ей, а не для тех, кому нужна она.

По причине обвала рубля и роста кризисных тенденций в российской экономике реальные заработки миллионов мигрантов резко сократились. В настоящее время и официальные лица, прежде всего из ФМС, а также печатные и электронные СМИ активно муссируют тему – сколько мигрантов-гастарбайтеров покинет Россию и как это отразится на экономике страны.

Конечно, для начала хотелось бы знать, сколько этих самых мигрантов сейчас находится на территории России.

По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) на 20 января 2015 года, в стране находится 2 215 780 граждан Узбекистана (в том числе 418 368 женщин), 999 169 граждан Таджикистана (182 262), 597 559 граждан Казахстана (248 409), 544 956 граждан Кыргызстана (220 400) и 24 399 граждан Туркменистана (8790).

Однако официально и реально – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

К примеру, Дмитрий Медведев в одном из недавних выступлений сказал, что с официальным разрешением на работу или с патентами в России находится почти 400 тысяч украинских граждан. В то же время он отметил, что неофициальная цифра работающих в России украинцев может достигать 6 миллионов.

А, по оценкам узбекских источников, в пиковый период в 2013–2014 годах в России постоянно находилось около 11 миллионов узбеков, из них 3 миллиона женщин. Это притом, что население самого Узбекистана составляет 30,5 миллиона  человек.

В Молдове оценивают количество своих трудовых мигрантов в России цифрой 700 тысяч.

Таким образом, нетрудно предположить, что на легальных Равшана и Джамшута приходится до десятка их нелегальных собратьев. Правда, как заявил К. Ромодановский, нарушитель миграционного законодательства выявляется автоматизированной системой и при выезде ему закрывается въезд на определенное количество времени – в зависимости от числа дней, проведенных им в России сверх разрешенного законом срока. За неполные два года система закрыла въезд для 1,2 миллиона человек.

По общему мнению властей и экономистов, Россия нуждается в мигрантах. Однако, с одной стороны, гастарбайтеры занимают рабочие места, на которые находится крайне мало желающих из числа коренных россиян. Но, с другой стороны, именно наличие огромной армии приезжих позволяет работодателям держать такой уровень зарплаты, что местные на нее не соглашаются.

С начала января российские СМИ пестрили сообщениями о том, что число трудовых мигрантов в Россию к началу января 2015 года снизилось на 70 процентов. При этом не уточнялось, что речь идет не о численности находящихся в России мигрантов, а о количестве въездов иностранцев в Россию. К. Ромодановский согласился, что и эта цифра «впечатляющая …Но прошло только девять дней, чуть позже мы будем видеть либо крен в одну сторону, либо в другую, либо плыть ровно». Он не исключил также вероятности миграционной амнистии, «но пока никаких практических шагов к этому не сделано». О миграционной амнистии, видимо, зайдет речь, если строительство и ЖКХ, отрасли, где больше всего занято гастарбайтеров, будут испытывать кадровый голод. Российские СМИ недавно распространили заявление руководителя одного из мигрантских сообществ, по мнению которого, по причине введения новых требований и падения рубля в ближайшие месяцы Россию покинет до 25% мигрантов.

Падение курса рубля представляет серьезную угрозу для экономик стран, зависящих от денежных переводов своих граждан, работающих в России. В целом эти страны могут потерять более 10 миллиардов долларов в 2015 году. Более того, влиятельное английское издание The Guardian не исключает, что в некоторых из этих стран падение рубля может в итоге спровоцировать политический кризис. Согласно информации Всемирного банка, от денежных переводов зависит 21% экономики Армении, 12% экономики Грузии, 31,5% экономики Кыргызстана, 25% экономики Молдовы, 42% экономики Таджикистана, 12% экономики Узбекистана, 5,5% экономики Украины, 4,5% экономики Литвы, 2,5% экономики Азербайджана. Большую часть переводов в эти страны как раз составляют денежные средства из России.

 – По сути, Россия спасла Узбекистан и Таджикистан от революций, однако, если все мигранты вернутся в родные страны, произойдет социальный взрыв. Не сегодня, но, может, через год или два, – полагает главный редактор информационного агентства Центральной Азии Даниил Кислов.

Игорь КРЫЛОВ

Фото Юрия СТРОКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter