ГАС – это «жена Цезаря» И должна быть вне подозрений

Вот уже 17 лет Россию сотрясают выборы – региональные, парламентские, президентские. При этом трудно припомнить кампанию, которая не сопровождалась бы фальсификацией итогов голосования, жалобами проигравших сторон и кандидатов и судебными исками. Почему это происходит? Разве не призвана избавить общество от «липы» Государственная автоматизированная система «Выборы»? Ответить на столь злободневные вопросы помог бы создатель системы. Первую очередь ГАС «Выборы» конструировал доктор технических наук, академик Международной академии информатизации Юрий ЛОМОВ.

Как все начиналось
– Юрий Сергеевич, как появилось ваше детище?
 – После декабрьских 1993 года выборов Совета Федерации,  Государственной думы и референдума по Конституции избирательные комиссии всех уровней – а тогда их было более 92 тысяч – буквально утонули в протоколах. Членам избирательных комиссий пришлось вручную перелопатить несколько миллионов листов всевозможной документации. Понятно, что без ошибок не обошлось. Стало ясно: дальше таким допотопным образом проводить выборы нельзя – обработку протоколов нужно поручить автоматике.
Вскоре появился Указ президента от 23 августа 1994 года о создании Государственной автоматизированной системы «Выборы». Головным разработчиком был определен наш НИИ «Восход», где я работал первым заместителем директора по науке. 
Перед нами стояла совершенно уникальная задача. Нужно было создать технологическую автоматизированную систему, которая бы отражала всю процедуру голосования снизу доверху, порядок передачи и сбора его итогов, а также определения результатов выборов. Сведения об итогах голосования должны были передаваться снизу вверх: из участковых избирательных комиссий в территориальные. Оттуда – в окружные, далее в избирком субъекта Федерации и наконец в ЦИК.
Нам предстояло разработать комплексы средств автоматизации избирательных комиссий всех уровней, развести всю эту электронику по стране, включая труднодоступные районы и «горячие» точки, объединить в сеть, подобрать и обучить персонал.
Мало кто тогда в нас верил. Не было практически ни одного издания, которое не предрекало бы полный и неизбежный провал.
Но коллектив нашего НИИ трудился с высочайшим напряжением. Его воля, знания, неподдельный энтузиазм и вера позволили решить эту фантастическую задачу.
Во время декабрьских выборов в Госдуму 1995 года система «Выборы», к удивлению наших оппонентов, стартовала и показала себя с самой лучшей стороны.
Зияющие бреши
– Немало доводилось слышать рассуждений о том, что ваша система помогает фальсифицировать итоги голосования. Возможно ли это?
– Что значит «помогает»? Помню, как всякие «знатоки», сидя спиной к телезрителю, уверяли, что в нашей системе были заложены специальные чипы для коррекции подсчета голосов в нужную сторону. И будто ими через спутники управляло Федеральное агентство правительственной связи. Заявляю: это плод больного воображения.
Если речь идет о несанкционированном доступе – коррекции извне, то в первой очереди ГАС «Выборы» упор был сделан на алгоритмы неуничтожимости информации. В случае какого-либо искажения информации она автоматически, подчеркиваю, автоматически возвращалась в первоначальный вид.
Другое дело, что ГАС «Выборы» – отличная мониторинговая система. Ее информация бесценна для тех, кому она доступна. И конечно, ее используют, исходя из того, что страна расположена в 11 часовых поясах. По результатам голосования, скажем, на Дальнем Востоке можно сориентироваться и принять меры, чтобы на Урале или в Калининграде сделали «правильные» выводы в пользу своего кандидата или партии.
– Скажите, Юрий Сергеевич, а почему электроника до сих пор не пришла на избирательные участки? Наблюдатели утверждают, что именно здесь и происходит главная фальсификация итогов голосования.
– За двенадцать лет задачу автоматизации избирательных участков решить было можно и нужно. Действительно, ручное голосование – питательная среда для злоупотреблений и хорошая почва для проявлений административного ресурса. Пользуются ли этим? Вне всяких сомнений.
В 1995 году ЦИК принял решение об автоматизации избирательных участков с помощью специальных сканеров. Они должны были, «прокатывая» избирательный бюллетень, считывать с него «крестики-нолики» с волеизъявлением избирателя. Потом эти приборы стали называть комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), но суть не менялась.
Я же считал и считаю: путь, выбранный ЦИК, в принципе нереализуем. В мировой практике используются приборы для голосования – они проще, прозрачнее, эффективнее и значительно дешевле. Во-первых, это действительно очень дорогое удовольствие. Например, стоимость первого сканера равнялась цене «Жигулей». Их установка на всех 94 тысячах избирательных участках с учетом запасных комплектов выливалась в астрономическую цифру – свыше 30 миллиардов рублей. Ни одна, даже самая богатая страна в мире не позволит себе подобные расходы, если есть более экономичное и надежное решение.
Во-вторых, принципы работы такого прибора обязаны быть неуязвимы в смысле достоверности результатов. То есть должны использоваться такие алгоритмы и технические решения, которые даже теоретически исключали бы возможность при помощи внешнего вмешательства приписывать Сидорову голоса Петрова, «галочку» одной партии – другой и т.п. Но этот сканер подобной гарантии не дает. Достаточно установить нужный режим – и его стандартные программы «проголосуют» как надо.
На предстоящих парламентских выборах в Госдуму решением ЦИК применение КОИБов будет ограничено 1 процентом избирательных участков. И это при условии, что десятая часть бюллетеней будет перепроверена ручным пересчетом.
Таков печальный исход этих «разработок». А денег ухлопано – немерено.
Народ – коллективный контролер
– Не раз доводилось слышать жалобы депутатов, что ГАС «Выборы» оказалась им неподконтрольной. Дескать, она полностью в руках исполнительной власти, к которой они причисляют и Центризбирком. А там могут и «нахимичить». Можно ли установить такой общественный контроль за системой, чтобы «фокусы» в ЦИКе стали  невозможны в принципе?
– Вопрос резонный, хотя не депутатам нужно было его задавать. Приняв в свое время федеральный закон о ГАС «Выборы» в нынешнем виде, парламентарии собственными руками создали монополию Центризбиркома. Записанное там можно свести к одной строчке: и сама система, и право на ее эксплуатацию, и продукт ее деятельности – сведения о голосовании –  принадлежат ЦИКу. Если на неподконтрольность системы и подсчета голосов жалуются депутаты, то каково простым наблюдателям, которым на избирательных участках часто просто не выдают протоколы?
Выход мне видится один: сделать систему общественной. Для этого ГАС «Выборы» должна иметь автоматизированные рабочие места для представителей общественности разного уровня. Одни – для наблюдателей на участках, другие – в штабах партий, третьи, скажем, – в Госдуме (все эти детали можно продумать и установить законом).
Главное – чтобы общество в реальном масштабе времени могло наблюдать и контролировать работу системы и ход определения результатов голосования. Вот тогда ГАС «Выборы», как и задумывалось, будет «открытой, социально и политически нейтральной системой, функционирующей в публично-правовом поле, инструментом государственного строительства и общественного контроля».
Подтвердится и ее статус как государственной системы, главной целью которой является обеспечение справедливых выборов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter