Гардеробчик от бабы Фроси

Дрожащими руками она протянула оценщице вязаный жакет.
Дрожащими руками она протянула оценщице вязаный жакет. Старая ссутулившаяся женщина, на вид лет 70, только и выдавила из себя: "Может, продастся?" Не нужно было брать лупу, чтобы сразу определить производителя этой вещи. Бабе Вале с ее слабеньким зрением понадобилось две недели, чтобы связать вещицу. Конечно, будь она помоложе, наверное, получилось бы лучше. Но теперь... И у оценщицы не повернулся язык, чтобы отказать старушке, хоть заранее было понятно, что с таким жакетом прибыль комиссионки составит копейки.

Увиденное, мягко говоря, привело меня в замешательство. "И таких комитентов у нас большинство", - заметила директор минского комиссионного магазина ОДО "Зося" Анна Дворянин. На днях, например, приходил мужчина, тоже пенсионер, приносил куртку, которую купил только осенью. Теперь, сказал, деньги на жизнь нужны, а без куртки он как-нибудь выдержит...

В основном комиссионки - магазины универсальные. Здесь принимают для продажи все: от граненых стаканов и перчаток до телевизоров и радиотелефонов. Главное условие - чтобы износ вещи не превышал разумных пределов. Правда, на сложную технику гарантии нет - покупайте на свой страх и риск.

Впрочем, есть в Минске один магазин, который стабильно собирает как комитентов, так и покупателей. Это старейшая комиссионка в городе, которая находится на Партизанском проспекте. Чем она заслужила известность? Сегодня, как и 30 лет назад, это, пожалуй, единственное заведение, где на комиссию от населения принимаются вещи чуть ли не с 50-процентным износом. Справедливый, казалось бы, вопрос: кому это нужно? А не скажите! Как отметила Анна Дворянин, у этой комиссионки даже есть свои постоянные клиенты, которые одежде "от кутюр" предпочитают гардероб "от бабы Фроси". Впрочем, в первую очередь это касается верхней одежды. В сезон женские драповые пальто (30 - 80 тысяч), мужские куртки (20 - 40 тысяч) и дубленки (200 - 400 тысяч) пользуются особым спросом у покупателей. Неплохо идут мужские брюки больших размеров (5 - 15 тысяч), джемперы (до 10 тысяч). А вот с женским трикотажем посложнее. Молодежь на него не зарится, а старики скорее заходят, чтобы продать, нежели купить.

Оценщицы спрашивают, какую цену комитенты хотели бы выручить за свой товар, и советуют наиболее приемлемую - чтобы быстрее продать. Для комиссионных магазинов сроки - дело принципиальное. Ведь если в течение 20 дней вещь не найдет своего покупателя, происходит ее первая уценка на 20 процентов, еще через такой же срок - на 30, а потом и на 50. При этом за каждый полный и неполный календарный месяц хранения вещи в магазине с комитента взимается сумма в размере 5 процентов от стоимости. А если вычесть еще обязательный комиссионный сбор, то что останется? Так что люди, как правило, сразу соглашаются на предложенную цену.

Впрочем, как отметила Анна Петровна, если в день обычно она принимает около 50 вещей на продажу, то и продает не меньше 10. Кстати говоря, в день моего прихода небольшое помещение ОДО "Зося" было буквально заполнено потенциальными покупателями. Не потому ли, что в последнее время количество комиссионок в Минске резко сократилось?

"Так и есть. Раньше подобных магазинов было больше 20, а сейчас хорошо если 5 наберется. И те "не одежного профиля", - посетовала Анна Петровна. - Почему? Все очень просто: невыгодно. Сегодня комиссионный сбор с каждой вещи составляет 30 процентов. Соответственно если продавать мебель или сложную бытовую технику, то и прибыль получается немаленькая. К примеру, телевизоры б/у в комиссионках стоят 80 - 200 тысяч. Стенки тоже где-то в пределах 100 - 200 тысяч. Одну, другую продал, можно и налоги заплатить, и за аренду рассчитаться. Но у нас маленькое помещение, и поэтому упор приходится делать на одежду. А какая может быть прибыль, если торговать трикотажем по цене от 10 тысяч и ниже? Впрочем, в осенне-зимний период, когда люди начинают покупать теплые вещи, у нас появляется возможность поправить финансовое положение. Так и живем - от зимы до зимы".

Правда, поделилась со мной Анна Дворянин, в последнее время тяжело стало. Как уже было отмечено, ОДО "Зося" находится на Партизанском проспекте. Место видное и не могло остаться без внимания руководства города, которое дало указание сменить магазину вывеску. Мол, шрифт не тот, а вывески на проспекте должны соответствовать евростандарту. Ну а коль не можете обеспечить "лицо", то и помещение нечего занимать. Получается прямо как в той сказке: пригорюнилась директор, только делать нечего, пришлось выполнять распоряжение.

Спрашиваю, а может, и впрямь нет больше смысла в комиссионках? "Что вы! - восклицает директор. - Конечно, условия работы у нас непростые. И зарплаты маленькие. Но зато и одеться мы можем подешевле. Многие вещи покупаем в своей же комиссионке. Обувь, например. Мы договорились с руководством СП "Легранд", и теперь они поставляют нам обувь, которая не выдержала гарантийного срока. Отремонтируют на фабрике - и в комиссионку. Получается и качественно, и дешево. А вообще, я, наверное, и не представляю себя уже без этой работы. Все-таки отдала ей 17 лет. Прикипела. А сколько людских историй наслушалась за это время... Для многих наших клиентов мы - единственная надежда поправить финансовое положение. Закроемся, и кто тогда им поможет?"

Получается, что современные комиссионки несут на себе одну из наиболее востребованных социальных функций. Вот только складывается впечатление, что никому, кроме самих сотрудников комиссионок, это не нужно. Иначе почему бы государству не предоставить им хотя бы какие-нибудь льготы? Как, например, это сделали власти Москвы или Санкт-Петербурга, которые предоставили комиссионным магазинам существенные льготы по арендной плате...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter