Гарантии стабильности

Рано или поздно конфликт, который многие годы был между Европой и Беларусью, должен был закончиться. И наше нынешнее сближение в обозримом будущем вряд ли остановится.

В основе многолетнего конфликта лежала неготовность ЕС относиться к нашей стране внимательно, признать право Беларуси на собственный тип реформ. Почти все восточноевропейские государства после распада СССР развивались однотипно: крупная советская промышленность уничтожалась, высвободившаяся рабочая сила в значительной мере отправлялась на поиски работы на Запад, а внешняя и внутренняя политика государств полностью подчинялась курсу на вступление в ЕС. И такой путь развития Восточной Европы был неслучаен. Западные страны таким образом предотвращали появление в Европе множества региональных конфликтов, развивали свой интеграционный проект во имя определенных евроценностей и не давали возникнуть на континенте новым разделительным линиям. Этот курс был логичен. Но Беларусь не вписалась в него в силу собственных особенностей: крупная промышленность была слишком важна для государства, ее закрытие означало немедленный социальный взрыв, а сохранить ее можно было только при опоре на союз с Россией. Это, конечно, вызывало напряженность в наших отношениях с Европой. С другой стороны, курс на евроинтеграцию в других странах обычно осуществляли местные националисты. А в Беларуси национализм оказался слишком слаб и радикален и не смог предложить обществу жизнеспособной политической и культурной “линии”.
Сейчас ситуация другая. ЕС устоялся и расширился, вобрал в себя много стран, входивших некогда в социалистическую систему. Теперь можно рассчитывать на особое внимание со стороны ЕС к Минску и признание за нами права на особый путь реформ. Что и происходит. Кроме того, за время конфликта произошло становление сильной белорусской государственной системы и экономики, понимание идеи независимости страны стало общепринятым. Просто Европе понадобилось время, чтобы понять: белорусский национализм не может быть сильным, сколько бы ни влили в него средств и усилий. Такова специфика нашей культуры. Европа уже осознала, что ее партнером должно быть реальное белорусское общество и существующая власть. Движение к евроценностям в Минске осуществляют ненационалистические по идеологии силы. Это сейчас понято. И это понимание убрало одно из основных препятствий к диалогу.
В конечном счете Запад в последние 15 лет всего лишь решал свои проблемы, и ему  было не до нас. А теперь пришло время, когда евроинтеграция приблизилась и к нам.
Каким будет наше дальнейшее взаимодействие — еще не ясно. Сближение только-только началось. Но ясно главное: Беларусь не будет стремиться к вступлению в Европейский союз и ни в коем случае не пойдет на разрыв союза с Россией. Такое положение устраивает в Европе почти всех. Союзная России, но тесно связанная с ЕС транзитная страна — это гарантия стабильности во всем регионе севернее Полесья.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter