Гарантии - это договор государства со мной

Сообщаем новость: оказывается, во всех школах Минска информатике учат с помощью компьютеров! Если в вашем случае это не так, нужно поинтересоваться: куда делись машины? Наверняка окажется, что техника стоит в компьютерном классе, который закрыт на замок.
Сообщаем новость: оказывается, во всех школах Минска информатике учат с помощью компьютеров! Если в вашем случае это не так, нужно поинтересоваться: куда делись машины? Наверняка окажется, что техника стоит в компьютерном классе, который закрыт на замок. Такие факты есть, и их немало. Знаете, что нужно в этой ситуации сделать? Напомнить директору, что уже около трех лет мы живем в условиях действия Закона

"О государственных минимальных социальных стандартах". В этом документе написано черным по белому, что в системе образования существует минимум норм, которые нельзя игнорировать. И занятия в компьютерном классе, где ваш ребенок сможет постичь основы информатики не на пальцах, а с помощью машины, являются как раз таким минимальным требованием к общеобразовательному заведению, коим является школа.

В законе, кстати, идет речь о 10 стандартах в сфере образования. Чтобы никто

не подумал, будто автор толкует о каких-то скучных и банальных вещах, оговоримся: это весьма любопытная и абсолютно неосвоенная тема. "Стандарты" - не что иное, как социальные обязательства государства перед гражданами (или, если хотите, двусторонняя договоренность). И хотя до "подлинной социальности", как сказал один высокий чиновник из Министерства экономики, нам еще далеко, посмотрим, на что можно рассчитывать уже сейчас.

С компьютерами мы разобрались: они должны быть (и не просто иметься в наличии, а функционировать). Норма - 1 - 2 компьютерных класса на школу. Это и есть один из 10 минимальных стандартов, гарантированных государством. Если он не соблюдается, то, вооружившись текстом закона, вы вполне можете действовать в интересах своих детей. Пойдем дальше. Учебное заведение должно иметь достаточное количество учебных площадей, спортивных плоскостных сооружений (2,76 кв. м на ученика) и... зданий спортивного назначения (1 кв. м на ученика). Что мы имеем на самом деле? 94 процента средних школ располагают спортивными залами, 80,8 - стадионами, бассейном могут похвастаться лишь 3,4 процента СШ. В отношении базовых школ показатели более скромные (все цифры почти вдвое меньше). Но даже если в вашем учебном заведении есть спортивный зал, это еще не значит, что ребенок регулярно выделывает там всякие выкрутасы и па. И вот почему. Как правило, там, где учеников больше, чем "спортивных" квадратных метров, младшие "разминаются" в классе, коридоре или на улице. Каждый, кто сталкивался с этим, знает, что подобные физические упражнения сидят в печенках не только у родителей, но и у учителей начальной школы. Физкультура (особенно зимой) превращается в сплошной процесс одеваний-раздеваний, и эти "оздоровительные" занятия имеют вполне определенные последствия: дети постоянно болеют или набивают о парты внушительные синяки.

Теперь об учебных площадях, которых должно быть не менее 8 метров на каждого ученика. Тут дело обстоит почти так же, как и со спортивными залами (сооружениями и зданиями). Как правило, по санитарным нормам, школа может принять вполне определенное количество учащихся. В сельской местности сложностей не возникает: там скорее проблемы с недостатком учеников. А вот в городе, особенно если речь идет о школе со славными традициями, ситуация выглядит достаточно печально. В Минске учатся в две смены почти 60 процентов детей (надо учесть, что гимназии и лицеи в этот процент не входят, так как, по идее, там всегда только одна смена). В целом по стране мы имеем такие реалии: в городах Брестской области в две смены работают более 80 процентов школ, в Гродненской области - более 70, Минской - более 60 процентов. И все это потому, что площадей меньше, чем желающих на них разместиться.

Наверное, в этом месте нужно предложить что-то дельное: ведь педагоги не виноваты в том, что в спортивном зале занимаются по 2 - 3 класса, а учебные кабинеты не резиновые! И к тому же никто не станет обмеривать помещения шагомером, привлекая учителей математики к вычислению количества "полезной" площади на каждого ученика. Поэтому выход тут может быть только один. Он простой и сложный одновременно: в городах должно быть больше хороших средних учебных заведений, чтобы желающие отдать своих чад в надежные руки не толпились у дверей одних и тех же зданий. И это уже проблема системы образования в целом и отдельных руководителей на местах. На селе дела обстоят несколько иначе (множество школ вообще не имеют спортивных залов, зато площадей на мизерное количество учеников хоть отбавляй).

Несколько стандартов касаются денежных средств. На содержание одного ребенка в детском саду (включая расходы на питание) предлагается выделять ежегодно 1.323.200 рублей. Это почти в 2 раза больше, чем нынче. На обучение одного учащегося средней школы - 693.400 рублей (сейчас - почти 460.000 рублей), учащегося ПТУ - 1.210.900 (это тоже больше, чем было раньше). Все деньги предположительно пойдут из бюджета. В связи с этим напрашивается "хороший вопрос": разве они там, в бюджете, есть? Понимая, что вопрос скорее риторический, оставим его открытым до тех пор, пока планы не начнут претворяться в жизнь.

Сейчас идет процесс реструктуризации. В минувшем году закрыто 187 некомплектных школ и реорганизовано 52. В нынешнем году перестанут функционировать еще 77 школ, реорганизуются 65. Это позволит высвободить часть средств, которые целевым потоком пойдут на укрепление материально-технической базы оставшихся учреждений образования и приобретение автобусов для сельских школ и садов. (Последнее немаловажно: когда "неперспективные" школы перестанут существовать, детей придется на чем-то возить туда, где есть "перспективные".)

Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях нам будет гарантирована на 90 процентов (сегодня она составляет 70,7 процента - в городе и 46,6 - на селе, эти показатели обеспечивают существующие пока потребности). Проблема в другом: как убедить родителей, живущих в деревне, готовить своих детей к школе? Для этого существует еще один стандарт: такой подготовкой обязательно должны быть охвачены абсолютно все малыши. Это значит: если ребенок воспитывается дома, перед поступлением в первый класс он имеет полное право рассчитывать на помощь учителей (как правило, "домашним" такая помощь бывает нужна). Эта услуга предоставляется в обязательном порядке и бесплатно, потому что очень важно создать равные стартовые возможности. В городе этой проблемы практически не существует, а в деревне - лишь 59 процентов пятилеток охвачены разными формами подготовки (имеются в виду индивидуальные занятия, воскресные школы, сезонные, экспериментальные площадки). Поэтому, чтобы выйти на непременное требование 100-процентного охвата, педагогам придется заняться разъяснительной работой.

Несмотря на то что ориентировочно все 10 стандартов определены еще в 1999 году (когда был принят закон о минимальных нормативах), до сих пор по какой-то загадочной причине документ не работал, и, наверное, поэтому о его существовании не знает почти никто. Чтобы разработать и принять социальные стандарты, нужна правовая база. Теперь за дело взялись все заинтересованные лица, и главная работа - разработка новых нормативов - практически завершена.

- Единые нормы и требования базируются на обязательных нормативах, - говорит заместитель министра образования Казимир Фарино. - Уже начата работа по их внедрению в Пружанском, Кореличском, Наровлянском, Клецком, Осиповичском и Верхнедвинском районах. Мы надеемся, что это поможет обеспечить доступность образовательных услуг и главное - сделает образование на начальном и среднем уровне более качественным. А элементарные правила, которым должны соответствовать учебные заведения, отвечают здравому смыслу! Минимальные стандарты - это нормативы, которые представляют собой договор между государством и его гражданами о гарантиях. Количество платных услуг в системе образования будет строго регламентировано.

Словом, как ни крути, а стандарты - не просто прихоть министерских работников. Это прежде всего гарантированное государством право каждого человека на некий набор бесплатных услуг и нормальные условия существования. Кроме того, их основное (стратегическое, так сказать) назначение состоит в том, чтобы определить единые подходы к социальной политике, обеспечить конституционные права, создать правовую основу для определения минимальных государственных социальных гарантий. Для вас все это звучит, как строки из доклада: торжественно и невнятно? Это - ничего. Просто мы позабыли уже о том, что заштампованные словосочетания: "социальные гарантии" или "конституционные права" имеют вполне конкретное значение. В данном случае это компьютеры в школе, вкусный обед в детском саду и многие другие вещи, на которые, как выяснилось, мы вполне можем рассчитывать и впредь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter