Если название перенести на работу фотографов, то профессионалы чуть ли не в один голос назовут самым сильным по цеху своего коллегу — Юрия Иванова.
Со зрителями немного сложнее. Они, как правило, помнят яркие снимки, а вот фамилию человека, сделавшего великолепную фотографию, не назовут. Так было и со мной. Знаете снимок, где его только не печатали? Милиционер–регулировщик остановил движение — проспект переходят детишки. Они тянут за веревочки пластмассовые грузовики. А над ними застыл гигантский БелАЗ, троллейбус и прочие авто. Все это действие развернулось на зебре у цирка в Минске. Я этот снимок сто раз видел, а фамилию автора узнал через много лет. Да, его сделал Юрий Иванов. Потом было еще много знаковых работ: портреты политиков, художников, артистов, космонавтов, врачей, рабочих — всех их мы видим глазами Юрия. Он разговаривал с героями своих портретов, незаметно выстраивая кадр и снимая. И еще одна грань его таланта: Иванов умудрялся оказываться со своей камерой в нужном месте и в нужное время. Он был единственным фотографом при подписании документов в Вискулях в декабре 1991–го. Тех самых, изменивших политическую карту мира. Ему принадлежит авторство одной из самых выразительных фотографий о перестройке, запечатлевшей Михаила Горбачева в окружении работниц тонкосуконного комбината. Называется тот снимок «Летучка»...
В 1987 году Иванов вошел в число 100 лучших фотографов мира, а его фотография «Летучка» в 1990–м была признана «Лучшей фотографией мира за 10 лет (1980 — 1990)».
Наверняка ни сам Юрий Иванов, ни исследователи его творчества не смогут подсчитать, сколько же снимков им сделано...
В одном из последних интервью Виктор Шкловский сказал: «Я написал сорок или сорок пять книг, двадцать сценариев, и черт с ними, я еще напишу. Но вот какое дело. Считаются богатыми руды, если на сто пудов, я говорю по–старому, земли — два золотника золота. Его мыли греки на бараньих шкурах, и на них оставались золотники, и шкуры эти назывались золотым руном, и за ними ездили аргонавты. Время моет нас. В нас самих сто пудов чепухи, ошибок, быта, ссор, непонимания друг друга. Все это дым, но два драгоценных золотника надо сохранить о себе. Право времени — нас просеивать, принимать или не принимать и делать из нас одно слово в своей песне. И человек, который остался в трех страницах, — это очень много».
Думаю, что так же о себе может сказать и Юрий Иванов — фотограф, глазами которого мы смотрели, смотрим и продолжаем следить за временем и людьми.
На фотографии Евгения Коктыша его коллега Юрий Иванов с новой камерой.