В заказник «Налибокский» завезли полторы сотни диких лошадей из Нидерландов

Галопом по Европе

Вот оно — второе пришествие тарпанов!» — директор Республиканского ландшафтного заказника «Налибокский» Василий Гурков показывает на поле, где пасутся дикие лошади. Они пока еще на карантине, в оборудованной зоне таможенного контроля. Под видеонаблюдением и тщательным вниманием ветврачей полторы сотни коников — так называется порода — будут до конца октября. Затем животных выпустят на волю. И тогда они обретут белорусское гражданство. Впрочем, местный житель среди них уже есть: недавно здесь родился жеребенок. Назвали Иванычем. В честь начальника отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александра Козореза, одного из инициаторов возвращения диких лошадей в исконную среду обитания.

Достоверно известно: в 1409 году перед Грюнвальдской битвой в Налибокской пуще ВИТОВТ отлавливал тарпанов.

Тарпаны с территории современной Беларуси исчезли примерно четыреста лет назад. Тогда в городах даже существовали специальные команды по их отлову, чтобы не мешали развитию сельского хозяйства, озвучивает одну из причин исчезновения диких лошадей Александр Козорез. Все это время их функцию — по сути, газонокосилки — выполнял человек. Но в последние десятилетия траву для личного подсобного хозяйства косят все реже. В результате поля зарастают, очень скоро на них появляются кустарники.

— Когда траву выедают, она быстрее растет и дает большую продуктивность. Иначе начинает образовываться травянистый детрит, он перегнивает и становится непитательным для животных. Травоядные теряют источник питания и покидают территорию. Падает биоразнообразие и продуктивность экосистем. Вот это поле уже заросло — зубры не смогут здесь питаться, — показывает рукой Александр Козорез.

Кстати, о зубрах. Разводить их в заказнике начали в 1994 году. Сейчас их здесь около сотни особей. Одна группировка в количестве 28 голов из-за недостатка кормовой базы отделилась и направилась в сторону Новогрудка и Кореличей. Чтобы удержать остальное стадо в пределах «Налибокского», с помощью проекта «Ветландс», что финансируется Глобальным экологическим фондом и реализуется Программой развития ООН в Беларуси, создали 150 гектаров пастбищ. Два года назад посеяли смесь многолетних трав, в этом году — овес с горохом. А дальше надо бы, чтобы животные сами стали хозяевами на своих полях. Так что предложение голландских лесников пришлось кстати: они за бесплатно вызвались поделиться дикими лошадьми, взяли на себя практически все расходы. Дело в том, что в нидерландском запoведнике «Оствардерсплассе» случилось перенаселение этих животных. Потому им ищут дом по всему миру.

Сотрудничать предложили и нам: по новой природоохранной концепции — ревайлдингу. Он подразумевает поэтапное восстановление характерных для региона высокопродуктивных экосистем путем возвращения крупных животных в места их исконного ареала. Эта порода, кстати, была создана на территории Беловежской пущи в конце 1930-х годов. Для восстановления популяции последних тарпанов, которых когда-то раздали местному населению для работы, собрали. Ученые исходили из внешних признаков — генетических анализов тогда не было. Поэтому лошадей называют тарпановидными.

— Во время Великой Отечественной войны тарпаны оказались в Германии, потом лошадей вернули в Польшу. Оттуда со временем они и попали в Нидерланды, — Александр Козорез, кажется, может рассказывать о кониках часами.

Темой восстановления выбывших диких травоядных с помощью возвращения в естественную среду одомашненных видов он заинтересовался во время написания кандидатской диссертации. Идея показалась романтичной. Тем более что в Евросоюзе она получила широкое распространение.

— Начались работы по обоснованию, завели контакты с учеными, которые занимаются этим вопросом, совершили несколько экспедиций, изучили голландский и латвийский опыт — в теории все было возможно. А тут коллеги захотели подарить — все сошлось, — вспоминает начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза.

Ревайлдинг подразумевает натуральный выпас из расчета 1–2 гектара на одну лошадь. В «Налибокском» для них — около 350 гектаров лугов. За три недели стадо подчистило почти 40 гектаров полей.

— По договоренности мы не должны использовать лошадей в хозяйственных и экономических целях, иначе за одну лошадь будем выплачивать штраф в размере тысячи евро. Второе условие — не кормить животных. В суровые зимы разрешается делать только профилактические подкормки. Третье — не вести борьбу с хищниками и не оказывать ветпомощь раненым лошадям, — перечисляет условия Василий Гурков.

Говорит, волки уже приходили посмотреть на стадо. «Засветился» и медведь. Впрочем, несмотря на внешне спокойный нрав, жеребцы вполне могут дать сдачи. Так что еще увидим, кто кого.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter