Можно ли школьный учебник сделать проще? Эксперимент «Знаменки»

Галогеналканы? Это же просто!

О школьных учебниках уже столько сказано, что вряд ли получится добавить что-то новое. Поэтому «Знаменка» решила не забрасывать в очередной раз камнями их составителей, а предложить помощь. Какую? Не претендуя на славу Менделеева, мы попытались упростить материал лишь за счет небольших стилистических правок. Что из этого вышло? Читайте!



Жертвой моего эксперимента стал учебник по химии для 9-го класса, вышедший в 2012 году (авторы Е. И. Василевская, А. П. Ельницкий, Е. И. Шарапа, И. Е. Шиманович). Раздел «Органическая химия» считается одним из самых сложных во всей школьной программе. Алканы и алкены, метан и этилен. От определений и химических формул голова кругом. Будущим химикам их нужно знать, а просто образованному человеку – иметь о них представление. При этом в тексте есть много слов, без которых, на мой взгляд, можно было бы запросто обойтись. К примеру, на нескольких страницах больше десятка раз употреб­ляется философский термин «существование». Попробуем его убрать?

Учебник

Вариант «Знаменки»

Органические соединения составляют основную часть всех существующих в природе живых организмов (с. 85).

Органические соединения составляют основную часть всех живых организмов.


В течение всего периода существования человеку угрожали голод и болезни. Успехи, достигнутые в борьбе за существование, были в немалой степени обусловлены развитием и достижениями в области органической химии (с. 86).

Человеку всегда угрожали голод и болезни. Успешно бороться с ними помогали новые знания в области органической химии.



В последнее время получено много синтетических органических веществ, например, высокомолекулярные соединения, которые не существуют в природе, но чрезвычайно необходимы для существования человека (с. 92).

В последнее время получено много нужных человеку синтетических органических веществ, например, высокомолекулярных соединений, которых нет в природе.


Явление существования разных соединений, имеющих один и тот же состав, но различное химическое строение, называется изомерией, а сами соединения – изомерами (с. 108).

Явление, при котором разные соединения имеют один и тот же состав, но различное химическое строение, называется изомерией, а сами соединения – изомерами.
 
С существованием таких связей вы знакомились на примере молекулы оксида углерода (IV) (с. 115).

С такими связями вы знакомились на примере молекулы оксида углерода (IV).


Чаще «существования» в учебнике употребляется разве что слово «является». Действительно ли в этом есть необходимость? На мой взгляд, фраза «Галогеналканы чаще всего являются токсичными (с. 100)» вполне передавала бы смысл и в таком виде: «Галогеналканы чаще всего токсичны».


А что если убрать по паре-тройке десятков ненужных слов на каждой странице? Экономия бумаги получилась бы ого-го, учебники, а значит, и школьные портфели стали бы легче. Но как бы при этом посветлели умы школяров, которые сегодня тщетно пытаются переварить все эти научные формулировки, а на выходе не помнят даже основ.

И все-таки позволим себе немного отступить от нашего условия (только редакторская правка). Авторы книги предлагают запомнить детям определение: «Раздел химии, который изучает органические соединения и их превращения, называют органической химией». Не заметили подвоха? Определение понятия «органическая химия» дается через термин «органические соединения», о которых школьники еще ничего не знают. Посмотрим, что по этому поводу думает все­знайка «Википедия». «Органическая химия – раздел химии, изучающий соединения углерода, их структуру, свойства, методы синтеза». Мне все понятно. А вам?

МНЕНИЕ

Сергей Арабей, заведующий кафедрой химии Белорусского государственного аграрного технического университета:


– С точки зрения стиля изложения на странице не должно быть много повторов определенных терминов (например, по «французским нормам» – не более двух). Поэтому правки оправданны, и, возможно, материал будет восприниматься легче. Но это лишь стилистические исправления, которые не затрагивают уровня и последовательности излагаемого материала, а последнее для школьников гораздо важнее.

Возьмем вариант «Знаменки»: «В последнее время получено много нужных человеку синтетических органических веществ, например, высокомолекулярных соединений, которых нет в природе». Я бы написал так: «В последнее время получено много синтетических органических веществ (в основном для производственных нужд человека), например, высокомолекулярных соединений, которых нет в природе». Видно, что эти соединения нужны для человека не для поддержания биологических функций его организма, а, как правило, для производства.

Определение изомерии в варианте, предложенном газетой, не содержит самого «явления». Какое явление, явление чего? На стр. 108 учебника определение верное. В нем «явление существования разных соединений» изменять не стоит.

Что касается определения «органической химии», позаимствованного из «Википедии», то оно не совсем точное, хотя и встречается в некоторых учебниках. Дело в том, что углерод может быть в составе ряда неорганических соединений. Если стремиться убрать из определения «органической химии» термин «органические соединения» (хотя это является классической формулировкой, поскольку строго определяет круг изучаемых объектов), то можно предложить другое классическое определение: «Органическая химия – химия углеводородов и их производных, т. е.  продуктов, образующихся при замене атомов водорода другими атомами или группами атомов». Но это определение требует некоторых комментариев, например, что такое углеводороды, т. е.  усложнит ситуацию для школьников.

Анастасия Ресько, 10-й класс, Иваново, обладательница 2-го места на республиканской олимпиаде по химии 2016 года:

– Считаю, что предложенные поправки действительно необходимы. Причем не только в учебнике для 9-го класса. Желательно упростить и содержание 7-го. Вспоминаю, насколько трудно было учить формулировки терминов. А их еще и понять нужно. Правда, когда-то не могла запомнить термин «моль», хотя он один из самых простых. Приходится прибегать и к такому популярному способу повторять материал, как распечатка на холодильнике – у меня вывешен «состав сплавов». К олимпиаде готовилась по учебным пособиям, но не для школы, а для вузов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter