Какие меры контроля необходимы для такси

Гадание на шашечках

Какие меры контроля необходимы для такси

Вызывать такси или ловить на улице? А, быть может, ждать трамвая? Каждый из нас сталкивался с подобной дилеммой. И решение зависело не только от толщины кошелька — слишком много проблем накопилось в таксомоторной сфере. Актуальную тему затронул на недавнем заседании Президиума Совета Министров и председатель Минского горисполкома. Николай Ладутько заявил, что в преддверии чемпионата мира по хоккею в работе службы такси будет наведен жесткий порядок. На время турнира необходимо организовать в Национальном аэропорту «Минск» дежурство маршрутных такси, которые станут доставлять гостей к отелям. Сформируют власти столицы и специальные группы такси.


Мэр столицы отметил, что жесткий порядок в организации работы такси в районе главных воздушных ворот страны будет наведен совместно с налоговой инспекцией, ГУВД, дирекцией аэропорта. Серьезные требования — к форме одежды водителей такси, санитарному состоянию салонов авто. На вокзалах появится информация относительно стоимости услуг такси...


Однако, как полагает один из наших штатных спорщиков, это лишь полумеры, за которыми должны последовать более решительные шаги контролеров. Как всегда, с ним не согласен оппонент, настроенный к таксистам более лояльно. А вам, уважаемые читатели, с кем из наших полемистов по пути?


С шашкой наголо


Хорошо помню лицо таксиста, заломившего мне несусветную цену за «подбросить к вокзалу». Оно просто лоснилось от удовольствия: водитель отлично понимал, что семья с чемоданами наверняка опаздывает на поезд, поэтому согласится на любую, самую невероятную сумму. Такую и назвал. Тогда я впервые и подумал: не слишком ли много мы позволили вымогателям с «шашечками»? Точнее, с шашками (в смысле кавалерийского холодного оружия), которыми они наотмашь рубят по нашим карманам. Хамство и ценовой беспредел отдельных таксистов, а то и целых служб, откровенно надоели. Управы не нахожу, тот наглый водитель мне так и сказал: мол, я индивидуальный предприниматель, могу требовать любую сумму за свои услуги, не нравится — до свидания. А какое тут «до свидания», если до поезда 20 минут, улица ранним утром предательски пуста и вызывать другую машину поздно? Пришлось соглашаться, и довольный своей очередной маленькой победой вымогатель всю дорогу ухмылялся, пока я чертыхался...


Поэтому, как ты уже понял, я всецело поддерживаю инициативу городских властей по наведению порядка в работе такси. Смущает лишь то, что эта идея выглядит полумерой и немного отдает кампанейщиной. Почему «жесткий порядок» будет наведен лишь накануне чемпионата мира по хоккею? Отчего болельщики, которые прибудут к нам ненадолго, заслуживают цивилизованного извоза, а рядовые минчане — нет? Не случится ли так, что таксисты в отутюженных костюмах и на выдраенных, блестящих новеньких машинах появятся в Минске лишь на две майские недели, а дальше опять — рваные свитеры, грязные развалюхи и шансон из динамиков? Наконец, боюсь, что упомянутый порядок наведут лишь в отдельных местах — возле аэропорта и вокзалов, а возле гостиниц и крупных магазинов по–прежнему будут пастись целые бригады таксистов, не пускающих на парковку «чужаков» и солидарных в отношении несусветных цен. Как бы не вышло временной показухи вместо действительного принятия серьезных мер.


В Минске размножилось слишком много служб такси. Я навскидку насчитал пятнадцать. Думаю, на деле их больше. Если к этой армии прибавить нелегалов, станет понятно, почему большинство машин целыми днями стоят на приколе, бесплодно ожидая пассажиров. Таксистов душит непомерная конкуренция. Уже не раз слышал от многих из них: дождаться заказа почти невозможно, уже и час пик не спасает, пора бросать это ремесло... Однако же не бросают. Здоровые мужики, вместо того чтобы устроиться на настоящую работу, сутки напролет кучкуются вокруг своих автомобилей, семечки щелкают. Знаешь, кого они ждут? Пассажира–легенду. Чудо–клиента. Богатого иностранца, сказочно разбогатевшего в казино. Среди минских таксистов гуляют байки, будто бывали такие люди, обалдевшие от шальных выигрышей, которые вручали водителям целые пачки долларовых купюр, приказывая гнать в аэропорт, а то и до самой Москвы... На них и надеются изнывающие от безделья извозчики. Что им, мечтателям, наши копеечные нужды? Какой еще сервис они нам, небогатым, должны предоставить? Остается радоваться, что нехотя соглашаются везти куда надо.


Естественно, такая невыносимая конкурентная среда вынуждает службы такси вести натуральные информационные войны. Практически еженедельно на том или ином интернет–ресурсе появляются провокационные «вбросы» от обиженных пассажиров, на все лады ругающих одну службу и превозносящих другую. Подозреваю, что многие из этих сообщений пишут если не сами таксисты, то диспетчеры или другие люди, чей заработок зависит от пассажиропотока. Временами эта агрессия выходит за рамки виртуальной, и тогда мы читаем (или становимся свидетелями) об очередных разборках на стоянках, когда в борьбе за пассажира доходит до монтировок, разбитых лобовых стекол или шипов под колесами конкурентов... Если это происходит сейчас, то что будет в мае, когда к нам массово заедут гости, не привыкшие скупиться? Боюсь представить.


На днях рассказали, что в Минске двое нелегальных таксистов по суду лишились своих машин. Их конфисковали за незаконное предпринимательство. Это капля в море «бомбил»! Такими темпами порядка не наведем: наверняка место этих двоих уже заняли трое–четверо водителей, предвкушающих большие «хоккейные» заработки. Я вижу решение проблемы в следующем: нам надо пойти по пути Сочи. Как раз сейчас, за полтора месяца до начала чемпионата, есть время поступить так, как сделали там. Перед Олимпиадой провели аттестацию всех служб такси, и только некоторые из них аккредитовали для работы во время спортивного праздника. Остальных, не отличившихся хорошим состоянием автопарка и вежливостью персонала, просто попросили найти себе другой род занятий. В итоге вышло так, что услуги аккредитованных такси стали залогом безопасности и гарантией комфорта пассажиров, были приведены к единому ценовому знаменателю и не вызвали ни одного нарекания на протяжении всей Олимпиады. Вот бы нам так! И не только на пару майских недель...


Скользкая дорога упреков


Я поначалу хотел попросить тебя как владельца личного авто подбросить меня по дружбе либо за символическую плату до улицы... Здравомысленской. Но услышал твой категоричный монолог и передумал. Себе дороже! Сдерешь ведь за эту поездку к истине три счетчика, будешь вилять по Псевдоправдинскому и Предвзятому переулкам да уткнешься в итоге в Ворчливый тупик — дескать, гляди: полемическое горючее на нуле. А как же ему не иссякнуть? Ведь ты, словно полную канистру на асфальт, излил ту давнюю свою обиду на крохобора–ипэшника, не найдя дороги и к Здравомысленской, и к так необходимому тебе проспекту Объективности. И тут, боюсь, даже GPS тебе не поможет. Вряд ли продвинутый навигатор спасет от заблуждений человека, мыслящего архаичными стереотипами.


Предлагаемые минским мэром шаги по наведению порядка в сфере такси ты называешь полумерами. А по мне, так Николай Ладутько как раз призывает соблюдать баланс между жестким контролем и грубым закручиванием гаек. Предлагаемое тобой наступление по всем фронтам, напротив, отбросит нас к временам, когда такси действительно было дефицитом. Неужто, Роман, забыл, как мерз по ночам на остановках, прозевав последний трамвай, как заказывал ГАЗ–24 с «шашечками» на борту за сутки–двое до поездки в аэропорт? Я же вряд ли когда–то забуду стылый рассвет на Привокзальной площади... После командировки так хочется поскорее домой, но троллейбусы еще дремлют, метро закрыто, а впереди длинная очередь к стоянке такси. «Серебрянка! Кому в Серебряночку?» Толпа ломится к единственной «Волге», не успеваю. Пришлось промаяться еще минут 30 — 40. И еще помню, как провел меня к «мотору» на стоянке бывший друг детства — крепыш в костюме Adidas, который по причине своего рэкетирства наделен был полномочиями отдавать таксистам зычные приказы. Очередь передо мной с таким покровителем безмолвно расступилась, а таксист всю дорогу, драматургично звеня монтировкой, недобро косился в мою сторону. И ты хочешь вернуть те времена? Может, тебе еще и колбасу по два двадцать вернуть?


Кстати, после того водителя со злобным взглядом и «аргументом» под сиденьем ни один из его коллег мне с тех пор настроение не портил. Вот, кстати, москвичи и питерцы говорят, что их знаменитые начитанные, общительные и интеллигентные таксисты давно ушли в легенды. Но я им возражаю: полиглоты и джентльмены теперь работают в белорусских службах такси. Наш виртуоз баранки вам и Высоцкого к месту процитирует, и теорему Пуанкаре докажет, и, как говорится в одной прибаутке, «на дороге с трехрядным движением, где машины стоят в четыре ряда, всегда найдет пятый».


Ну так вот — я тебе о вежливости таксистов, а ты мне о драках за клиентов. Пойми, Роман, рабочие моменты есть в любой профессии, особенно в той, где создана конкурентная среда. То, что легальные извозчики порой идут на конфронтацию с «бордюрщиками», применяют непарламентские выражения и подручные средства из набора бейсболиста — издержки корпоративности таксистов с ее культом взаимовыручки, который вполне сравним с десантным братством, шахтерским товариществом. И раз возникают подчас жестокие конфликты, значит, где–то ситуацию пустили на самотек и т.н. компетентные органы, и им, прав мэр Минска, есть над чем работать!


Пассажиры же в конечном итоге, полагаю, не страдают. Выходят же разочарованными из такси чаще всего жертвы собственной невнимательности, нежелания считать деньги, оговаривать цену заранее. Не научились еще наши пассажиры отстаивать свои права, зато горазды постфактум, разобидевшись из–за одного рвача на весь таксистский род, распространять о таксомоторных службах всяческие небылицы.


Хотя, подозреваю, самые ярые критики таксующих коллег — автолюбители, особенно из числа купивших иномарку не из–за необходимости, а из соображений престижа. Талантом умело водить, ориентироваться бог не наделил, машина ржавеет на тротуаре среди сотен таких же осколков большого автобума, а разочарование на кого–то излить надо. Вот и достается таксистам, ведь всякий «чайник» прекрасно понимает: деньги, потраченные на автошколу, покупку автомобиля, бензин, ремонты после аварий, вполне можно было бы тратить на быстрый и удобный вид транспорта — такси.


Отрицать, дружище, преимущества машин с «шашечками» — словно не замечать сигналы светофора. Вот досужие обыватели считают деньги, которые якобы прикарманивает таксистская мафия. А кто–нибудь подсчитал, сколько эти пролетарии городских трасс унесли на своих колесах от разных неприятностей и припозднившихся девушек, и подвыпивших мужчин, скольких уберегли от соблазна сесть пьяными за руль личного авто? В то же время таксисты рискуют сами. И не только контролировать их надо, инспекторов в рейды посылая, но и серьезно думать, как обезопасить водителей, к примеру, от отморозков с удавками, не жалеющих ради запчастей человеческих жизней.


Спеши медленно — так учат молодежь старожилы таксопарков. И дело тут не только в соблюдении дорожных правил...

 

Советская Белоруссия №54 (24437). Суббота, 22 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter