Почему псевдоболельщики футбольных команд превращаются в экстремистов

Футбол здесь больше не живет

Почему-то неонацистские движения пытаются прилепиться именно к футболу
Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ
В конце мая 2015 года в Речице произошел дикий случай. Средь бела дня по улице бежал мужчина. Он был в одних трусах, со связанными руками, а тело — разрисовано свастикой. За ним гнались трое парней. Настигая, били ногами, пока беглец не падал. А после того, как ему удавалось встать, экзекуция продолжалась.

Имя им — легион 


Прохожие подняли крик, и подростки скрылись. Избитого увезла «скорая». Врачи сообщили в милицию. Впрочем, сам он не хотел писать заявление. Сложно сказать, чем бы все закончилось, не узнай про этот случай сотрудники 8-го управления (по Гомельской области) главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД. Им удалось убедить потерпевшего рассказать правду, после чего найти виновных не составило труда. При этом всплыли весьма примечательные обстоятельства. В преступлении оказались замешаны сразу десять человек в возрасте 15—17 лет. Подростки называли себя болельщиками футбольной команды «Речица-2014», которой ныне уже нет. Создали и свой фан-клуб — Red Blue legion. Громче всего о себе заявили несколько лет назад, устроив несанкционированное шествие на первый матч сезона. Около полусотни человек прошли по городу, выкрикивая фанатские речовки и зажигая файеры. У стадиона состоялся «митинг». Оказалось, что на игру нужно покупать билеты, хотя раньше вход был бесплатным. Это вызвало недовольство, которое участники марша выражали матами на всю округу. 

Во избежание кривотолков сразу отмечу: с истинными болельщиками подобные компании имеют мало общего. Глупо причислять всех поклонников футбола к хулиганствующим фанатам и уж тем более навешивать ярлыки нацистов-экстремистов. Однако нельзя отрицать: по всему миру неонацистские движения прилепились именно к футболу. Точнее, к тому, что называют околофутболом. Причины этого — отдельная тема. Но факты упрямы. Поклонники хоккея или баскетбола татуировок со свастикой не делают, нацистскую «зигу» на стадионах не выбрасывают. Не приходилось слышать и о том, чтобы где-то за городом в рукопашной сходились любители шахмат — поклонники Карпова и Каспарова, например. 

Допрос с пристрастием


Впрочем, вернемся к околофутбольной тусовке Речицы. Назвать ее бандой было бы преувеличением. С виду обычная компания ребят, которые в силу возраста и уровня интеллекта не склонны задумываться о своих поступках и прогнозировать их последствия. Как раз в таких кругах, сплоченных неким общим интересом, появляются один-два лидера, за которыми следуют остальные. В «легионе» такими стали учащиеся аграрного лицея Андрей Батеев и Валерий Приписнов (фамилии изменены). 

Начать борьбу с педофилами было их идеей. На поиски «объекта» отправились в соцсети, где и завязалась переписка с гомельчанином Евгением. То, что он гей, а не совратитель малолетних, в расчет не бралось. Как и то, что еще в начале общения сам Евгений уточнял, исполнилось ли собеседнику 18. О какой педофилии тут могла идти речь, неясно. Но, похоже, парням было все равно, кого и за что наказывать… 

На встречу Евгений отправился в Речицу 30 мая. К тому времени «охотники» разработали целую спецоперацию. Приписнов встретил гостя на вокзале и повел на квартиру. Следом, держась на почтительном расстоянии, шли еще два товарища. Переступив порог, Евгений почуял неладное, но было поздно. Из комнаты выскочила «группа захвата». Лица парней скрывали медицинские маски, кулаки — обмотаны бинтами. 

Удары посыпались со всех сторон. Особенно усердствовал Приписнов. Он даже принес нож и, схватив Евгения за волосы, грозился снять скальп. Выглядело так убедительно, что сами приятели стали сдерживать пыл вожака. Короткие паузы между избиениями заполнялись допросами с угрозами. Трясущегося пленника заставили раздеться и стать на колени. После чего связали скотчем руки и разрисовали маркером, написав маты, а также изображение свастики. Натешившись, надели на голову мешок и в таком виде вывели на улицу…  

Во время следствия были выявлены и другие преступления: несколько хулиганств, грабеж и даже факт распространения порнографии. А также случай, когда Батеев спровоцировал драку между двумя девочками. Одна из них была цыганской национальности. Снимая потасовку на телефон, оператор криками призывал «бить хачей». Такая режиссура вылилась в обвинение по статье «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни». 

На скамье подсудимых оказались семь человек. Андрей Батеев приговорен к 3 годам колонии. Валерий Приписнов — к четырем. Максимальный срок, впрочем, получил другой их товарищ. Он уже был судим за драку, в которой изувечил фаната другой команды. С учетом новых «подвигов» и былых «заслуг» парень проведет в неволе 5 лет.

Еще три участника попали под амнистию. Остальные приговорены к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение. По сути, это шанс одуматься. Правда, воспользоваться им смогли не все. С одного из парней наручников так и не сняли. Поскольку он находился под стражей уже за другое уголовное дело.   

Тревожные звонки


О причинах и следствиях опасного явления беседуем с начальником 8-го управления ГУБОПиК Андреем Зайцем. Одна из задач ведомства — на корню пресекать проявления экстремизма. А это сложнее, чем может казаться. Те же речицкие ребята до определенного момента, как говорится, «не состояли, не привлекались». Большинство росло в нормальных семьях. Куда смотрели и что знали об их увлечениях родители — вопрос банальный, но актуальный. Как и для тысяч других семей, в которых взрослым некогда поинтересоваться, чем живет и дышит их чадо. Хотя опасные симптомы можно разглядеть заранее. Взять те же татуировки, которые когда-то были прерогативой тюрем, а теперь — заурядная обыденность.    

— Так сложилось, что свастика и другая нацистская символика тесно переплелись с уголовной субкультурой, — Андрей Заяц раскрывает подноготную явления. — Часто такие тату делают в колониях для несовершеннолетних. При этом цель даже не в пропаганде нацизма, а в стремлении поднять собственный авторитет. Помню, задерживали рецидивиста за разбойное нападение. А у него портрет Гитлера на всю спину. Когда спросили, он ответил, что, мол, сделал еще по малолетству, вот и ходит всю жизнь. Настоящую опасность представляют те, кто «украшает» себя свастикой осознанно, в зрелом возрасте и к тому же ищет сподвижников.                                                                             

Кстати, публичная демонстрация свастики, в том числе в виде тату, влечет административную ответственность. Поэтому, увидев, к примеру, на пляже «гитлеровца» местного пошиба, можно смело вызывать милицию. Меры будут приняты. Убедился в этом и гомельский подросток, разрисовавший свой подъезд свастикой. Другой юноша «зиговал», разгуливая по гипермаркету. Как выяснилось позже, он также агитировал девушек на роль приманки в «охоте» на кавказцев. Ряд уголовных дел в последнее время возбуждаются за размещение экстремистских материалов в соцсетях. Чаще всего это видеоролики, в которых избивают представителей нацменьшинств.   

Начальник отдела по противодействию экстремизму 8-го управления ГУБОПиК Олег Кашин предупреждает любителей запрещенного видео: 

— Мы постоянно мониторим соцсети и направляем материалы в Следственный комитет. Уголовное дело возбуждается по ст. 130 УК «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни». Это очень серьезный состав преступления. Даже если не дойдет до лишения свободы, пятно в биографии останется на всю жизнь. И никто не будет вникать в то, что когда-то кто-то предстал перед судом по глупости. О таких вещах лучше подумать заранее. 

proleskovskiy77@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter