Фундамент и перспектива

Новое жилье для сельских специалистов должно быть недорогим, но комфортным
Новое жилье для сельских специалистов должно быть недорогим, но комфортным

Образное выражение «гроб в луже», характеризующее неказистые, но достаточно затратные сельские коттеджи, теперь на устах у многих. У тех, кто строит, кто их принимает, да и у самих жильцов. Но, скажем, на деревенских новостройках Березинского района готовые к заселению домики пока что — в отличие от иных мест — глаз радуют. Но, как в любом большом деле, и здесь есть свои проблемы.

Еще недавно в районе остро ощущалась нехватка специалистов — ветеринарных врачей, зоотехников, агрономов. Как, впрочем, и квалифицированных механизаторов, животноводов. Главная тому причина — отсутствие благоустроенного жилья. Но, кажется, произошел вполне ожидаемый сдвиг. Тому пример — и СПК «Березинский», расположенный неподалеку от райцентра. Построили 10 домиков — и кадровую проблему полностью решили.

— Сегодня по отдельным специальностям люди в очередь становятся, чтобы попасть на работу в «Березинский», — рассказывает заместитель председателя райисполкома Анатолий Зябко. — А всего по району в прошлом году ввели в строй 31 дом.

Нынче задачи определены более сложные. На Березинщине — 15 сельхозпредприятий. Значит — из расчета, что в каждом необходимо построить по 5, — всего планируем ввести в строй 75 домов.

Главным подрядчиком выступает мест
ная ПМК–182. Раньше в ней работало более 300 человек. Потом люди постепенно стали разбегаться. Осталось всего–то человек 90. В первую очередь уходили наиболее подготовленные специалисты, способные без лишних хлопот найти новую работу не только в России, но и в частной стройиндустрии Беларуси. А у частника известно, какой спрос: день–два поработал каменщик на кладке, понравилось хозяину — человек остается. Нет — собирай вещи, откуда бы ты ни приехал. Новая ситуация с сельским строительством серьезно встряхнула находившуюся «в полудреме» ПМК... И штаты соответственно увеличили — до 150 работников. Возросшие объемы строительства подталкивают к дальнейшему расширению. Но в Березино специалистов соответствующей квалификации уже днем с огнем не сыщешь. И сами березинцы больше 30 домиков в этом году никак не потянут. Тем более что ПМК–182 еще и в райцентре дома строит — 30–квартирную и 75–квартирную многоэтажки. Так что оставшиеся 45 домиков в районе распределяют между борисовскими подрядчиками. Но и у приезжих строителей мощности небезграничные.

Хотя, наверное, не следует спешить предъявлять претензии к неразворотливости строителей. Для них возведение жилья за счет республиканской программы — испытание не только на технологическую, но и на экономическую прочность. Будучи обеспечены объемами, своевременно получая деньги для закупки стройматериалов, строители в конечном итоге оказываются в убытке — на 4 — 5 миллионов рублей на каждом отдельном коттедже. Финансирование из республиканского бюджета определяется из расчета, что каждый из домиков стоит 18 тысяч долларов. Но в эту сумму при составлении калькуляции экономисты не вложили расходы на эксплуатацию техники, перевозку рабочих. Как будто кирпич сам по себе добирается на стройплощадки. А рабочих из Березино местные таксисты на объекты доставляют, наверное, бесплатно... Существуют и некоторые задержки с финансированием строительства теплосетей, водопровода, что должно осуществляться из областного жилищно–инвестиционного фонда. В Березинский район пока что ни копейки оттуда не поступило. Но, вероятно, и производственно–экономический менталитет у самих строителей должен несколько поменяться. Сказал же Президент на семинаре в Дрогичине, что «такие подрядчики, которые стонут, постоянно плачут: «давай деньги», — не нужны...». Государство, начав реализацию программы возрождения села, встряхнуло сельские строительные организации. Но и на плечи государства вряд ли разумно самим строителям весь груз предыдущих проблем перекладывать... Не лучше ли проанализировать закупочные цены на строительные материалы? Да и некоторые отделочные работы на заключительном этапе строительства могли бы выполнить уже сами жильцы.

...Вместе с Анатолием Зябко приехали в деревню Краснополье. Домики здесь возводят уже второй год. Новая застройка продолжает линию деревни. Такого правила в районе стараются придерживаться строго.

Знакомимся с усадьбой Светланы и Анатолия Кривошей. Жена — доярка. Муж — механизатор. Жилье получили совсем недавно. Забор пока не поставили. Планируют первые деньги, что соберут после покупки мебели, потратить на реконструкцию сарая. Точнее, на возведение пристройки. Больно маленьким получился бесплатный сарай. А у супругов — и свиньи, и лошадь. Корову держать пока негде. О крыше для дров и сена и речь не идет.

— Домик комфортный, но есть проблема с усадьбой, — делится заботами Светлана Кривошей.

Спланирован дом и впрямь удачно. Правда, когда посмотришь с улицы, поначалу кажется, что у него очень низкая крыша. Но первое впечатление обманчиво. На чердаке расстояние от балок до ригеля — 2 метра 70 сантиметров. Кому денежный ресурс позволяет и желание есть — нет никаких проблем второй этаж выстроить. Это еще дополнительные как минимум 30 «квадратов» жилья. Но здесь надо самим немного пошевелиться, личный вклад в строительство собственной жизни, а не только дома, внести. Если человек хозяйственный, то, наверное, лучше создавать усадьбу ему самому. Главное, что дом, основа, уже есть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter