Минск хочет избавиться от фруктово-овощных палаток на улицах

Фрукты раскладывают по полочкам

Мингорисполком не видит перспектив для фруктово–овощных палаток. По мнению заместителя председателя Андрея Доморацкого, они себя изжили — дескать, и цены там выше магазинных, и качество товара частенько оставляет желать лучшего, и продавец без бытовых удобств, и непривлекательны такие объекты, и не экологичны, ведь расположены в непосредственной близости от автомобильных дорог. Корреспонденты «СБ» прошлись по улицам Минска и обнаружили: горожане пока совсем не готовы расстаться с такими торговыми точками.

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА

Да, палатки не исчезнут в одночасье. Просто теперь больше не будут реализовываться новые места под уличную торговлю и не будут продлеваться уже имеющиеся договоры аренды, объяснила суть новшества начальник управления торговли и услуг горисполкома Нина Емельянова:

— Никакой лицензии уличным продавцам фруктов и овощей не требовалось. На аукцион выставлялись торговые площадки по конкретным адресам, и тот предприниматель, который выигрывал эти торги, приобретал право аренды сроком на 5 лет. Потом каждый год вносил плату за аренду.

По данным КУП «Минский городской центр недвижимости», последний раз открытые площадки под реализацию плодоовощной продукции выставлялись на аукцион 29 декабря 2015 года. Причем за весь тот год из 59 мест было продано 53. К слову, с 2010 года за счет таких продаж городской бюджет пополнился на 1.115.373 деноминированных рубля. Однако в последнее время арендаторы сами все чаще утрачивали интерес к продлению договора, утверждают в Мингорисполкоме. Клиентуру забирали открывающиеся рядом магазины, договоры аренды не продлевали ввиду многочисленных нарушений правил торговли (отсутствие санитарных книжек, необходимых документов на товар, ненадлежащее его качество). И если в прошлом году в городе фруктово–овощных палаток было 256, то сейчас — 203.

Сами продавцы говорят, что это своего рода естественный отбор, и большой беды в том не видят. Например, 54–летняя Татьяна, работающая в палатке по улице Коласа, в таком бизнесе уже 15 лет и не знает, что с ней будет дальше:

— Какому работодателю я в свои годы сейчас буду интересна?.. Не спорю, в магазине цены пониже. Но ненамного и не на все. Зато посмотрите, какой у меня выбор и качество! Я ведь каждое утро пересматриваю все до единой коробки, несу личную ответственность за состояние и внешний вид товара, сортирую и даже обсуждаю с руководством вопрос снижения цены, если вижу, что это уже нужно. Ведь заинтересована, чтобы покупатель ко мне возвращался!

Татьяна имеет 7% от ежедневной выручки. Сейчас, когда появились клубника и черешня, торговля идет особенно бойко: в среднем по 300 рублей в день. Хотя рабочий график довольно напряженный — 8 дней подряд по 12 часов. Но Татьяна не жалуется, как и на бытовые неудобства — мол, чтобы руки помыть, так всегда с собой есть бутылка с водой, салфетки и специальные средства. Пока мы беседовали, у Татьяны ушло килограмма три отнюдь не самых дешевых помидоров, коих я насчитала на прилавке 7 видов. Большинство из предложенных сортов в магазине не встретишь. Это подтвердила и седоволосая покупательница:

— Мне за такими на рынок ехать далеко и хлопотно. А в магазин эти сорта вообще никогда не завозят. Да и не хочу я там овощи брать — стой и перебирай, пока что–то найдешь. И аромата такого нет!

Молодая пара, прогуливавшаяся с малышом лет пяти, прикупила у Татьяны клубнички и черешни. Я заинтересовалась:

— Не боитесь, ведь ягоды продают, считайте, у проезжей части?

Мама только улыбнулась:

— А вы думаете, что в других местах ягодам достается стрессов меньше?

Буквально через дорогу похожим ассортиментом торговала 52–летняя Светлана:

— Я без работы, конечно, не останусь — кондитер по профессии. Но о людях подумали, об их удобстве? Знаете, сколько раз на дню возле меня притормаживают машины? Вышел человек и без всяких очередей купил овощей да фруктов. Я еще и посоветую, и упакую как нужно, любой каприз выполню! У меня вообще примерно каждый пятый покупатель постоянный. А прикрыть нас хотят, подозреваю, в угоду супер– и гипермаркетам.


— Да мне не важно, сколько тут что стоит, — вмешалась в наш разговор 88–летняя Серафима Михайловна Комарова, покупавшая молодой чеснок. — Мне важно, что моим больным ногам ближе ходить. Я в соседнем доме живу... Так и передайте мнение пенсионеров: хотим, чтобы лотки были!

А что показывает сравнительный анализ в ближайшем к палаткам Татьяны и Светланы магазине? Качество овощей и фруктов неважное, хотя цена, да, немного ниже. И чтобы прикупить всего пару яблок, придется простоять довольно длинную очередь. При этом в супермаркете по улице Сурганова чеснок, например, стоит аж на два рубля дороже, но молодым его не назовешь: весь утонул в шелухе, проросший. Вид моркови совсем нетоварный — то ли высохла, то ли сгнила, то ли заболела. И помидоров всего два сорта, причем не самых лучших внешне...

Цифры «СБ»


В прошлом году по заявлению арендаторов мест для уличной торговли овощами–фруктами был расторгнут 41 договор, с января — уже 21. Ставка арендной платы за открытую площадку площадью 5 кв. м составляет в апреле — сентябре 304 рубля.

Кстати


Последний срок договора аренды истекает в 2021 году — у единственного арендатора в Московском районе. А в Заводском районе лотков не будет уже через год. Сегодня их больше всего в Московском (40) и Фрунзенском (39) районах. Меньше всего в Заводском (11) и Центральном (12).

eversman@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter