Как возрождалась страна после Великой Отечественной войны

Фронт созидания

Немецко-фашистские захватчики и их пособники нанесли непоправимый ущерб всему миру. За годы войны от рук оккупантов погибло не меньше 3 млн жителей БССР. В одной только столице из довоенных 1 млн квадратных метров жилья осталось всего 250 тысяч. Руины, руины, руины — вот что увидели те, кто освобождал Беларусь в 1944-м. Каких усилий стоило восстановление наших сел и городов?

Александр Лукашенко:

— Наше старшее поколение отстроило города и села краше прежнего буквально за две пятилетки. Возвели в том числе фабрики и заводы, трудовые коллективы которых вы сегодня представляете и которыми гордится Беларусь: БЕЛАЗ, МТЗ, Минский моторный завод, восстановили «Гомсельмаш». Да, это уже мы с вами их модернизировали, обновили оборудование и внедрили новые технологии, но основы и традиции заложили наши отцы и деды, создали целые школы, которые не могут сегодня повторить другие страны..

7 мая 2021 года, во время вручения государственных наград представителям различных сфер деятельности.

По кирпичику

«Если бы вы могли сейчас пройтись по руинам города, увидели бы на стенах полуразрушенных зданий плакаты с надписями: «Мы возродим тебя, родной Минск!» Поверьте, это не пропагандистская акция. Это всенародный порыв!» — говорил в 1945 году первый секретарь ЦК Компартии БССР Пантелеймон Пономаренко. С этими словами он обращался к Иосифу Сталину, который, взглянув на катастрофические разрушения в Минске, всерьез задумался: а не перенести ли столицу в другое место?

Но минчане статус главного города страны отстояли. Они же его собственными руками и отстраивали. В разных источниках указывается, что из довоенной постройки в Минске уцелело от 15 до 20 % зданий. Но и те по большей части были заминированы отступающими немцами. Не зря журналист Иван Новиков писал о городе: «Люди ходили по руинам, по уцелевшим улицам осторожно, с оглядкой: город был начинен минами, бомбами, снарядами. Смерть еще подстерегала каждого, кто сделает шаг в сторону от указанных саперами тропинок».

 
Академия наук после освобождения Минска и в настоящее время.

Старожилы нередко вспоминают: Минск был разрушен так сильно, что в 1944 году, стоя на железнодорожном вокзале, можно было увидеть очертания главного здания Академии наук. Сегодня их разделяют четыре станции метро и десятки улиц, а тогда между ними зияла лишь пустота разрушенных строений.

Уже в октябре 1944-го в городе прошел первый так называемый воскресник, в котором приняли участие около 33 тысяч жителей. За один день было разобрано, очищено и уложено в штабеля 1,3 миллиона кирпичей. Собрано больше тонны различных строительных материалов, заготовлено около 2 тысяч кубометров щебня. Горожане расчистили от завалов и мусора 15,5 тысячикв. метров площади и засыпали 2,5 тысячи кубометров воронок. У каждого совершеннолетнего минчанина тогда появились «Индивидуальные книжки участника восстановления Минска» — на разборах завалов работали все без исключения ежедневно и по выходным. Норма — 30 часов в неделю. На уныние ни у кого не было времени и сил — все хотели поскорее забыть войну.

И все же фронтовик Виктор Волчек, который позже станет заслуженным архитектором БССР, описывал город в конце 1945-го так: «Руины, руины, хотя уже почти два года минчане без устали трудятся на восстановлении города». Первые здания на нынешнем проспекте Независимости будут возведены только к 1947 году (не считая пары уцелевших после бомбежек).

Дом Правительства после освобождения Минска и в настоящее время.

Помогали всем Союзом

При отступлении из Гомеля осенью 1943-го оккупанты его целенаправленно уничтожали. Всего за неделю один только батальон Генриха Гупе взорвал 90 многоэтажных зданий и более 100 домов. 26 ноября Красная армия вошла в разрушенный город, заплатив за это огромную цену: погибло 21 650 бойцов.

Гомель, до войны насчитывающий 150 тысяч жителей, встретил освободителей руинами и пепелищами. Уцелело менее 20 % жилого фонда. Население сократилось в десять раз.

Едва фронт ушел дальше на запад, в городе закипела работа. В первую очередь восстанавливали мосты и железнодорожные пути. К примеру, для запуска моста через реку понадобилось три месяца. Весной 1944 года дошла очередь до местных электростанций, а осенью выдал первую продукцию стекольный завод. Были восстановлены инструментальный и литейные цехи станкостроительного завода. А к концу 1944-го в областном центре насчитывалось уже 25 предприятий. Среди них и завод «Гомсельмаш».
Петр Ситайло

Заведующий музеем предприятия Петр Ситайло знакомит с экспозицией, посвященной послевоенному «Гомсельмашу»:

— Всем Союзом помогали строить. Фашисты ведь нанесли огромный финансовый ущерб. Все было разрушено, остались одни стены. Пока отстраивали производство, жили в землянках, а за водой ходили за город. Уже в июне 1944-го прямо в недостроенных цехах начали выпускать технику. К 1948 году вдвое увеличили довоенные объемы производства.

Петр Ситайло показывает на фотографию одного из выдающихся сельмашевцев:

— Это Викентий Романович Нарбутович. Он был начальником цеха в эвакуации, а после приехал и организовывал производство уже на отстроенном заново заводе. Почетный гражданин города Гомеля, депутатом его избирали — очень достойный человек.

На стендах немало фотографий из архивов. На «Гомсельмаше» каждого могут вспомнить едва ли не поименно. К примеру, электросварщик Лищук и мастер Домаников не покидали строительную площадку по шесть дней подряд, смонтировав за 35 дней конвейер, на установку которого отводилось три месяца.

Областной центр восстанавливался в невиданные сроки. Нынешний облик городу задавали архитекторы, в их числе и молодая семья Бурлака. Иван Федорович возглавил отдел по делам архитектуры Гомельского облисполкома. Валентина Саввична руководила группой Гомельского филиала Белгоспроекта. Их гимном энергии и воле народа стала улица, а ныне уже проспект Победы. Благоустройство центральной площади, застройка ряда микрорайонов, множество зданий, ставших визитными карточками областного центра, — дело рук молодых талантливых архитекторов. Гомель возвращался к послевоенной жизни еще краше, чем был до войны.



Материалы из архива Ивана и Валентины Бурлака были подарены Гомельской областной универсальной библиотеке им. В. И. Ленина их дочерью Еленой Ивановной Жуковой.

Следы войны еще долго напоминали городу о его героическом прошлом. Даже стены железнодорожного вокзала были некоторое время облицованы красным мрамором из поверженного рейхстага. А в 2000 году в музее «Гомсельмаша» неожиданно побывали двое бывших немецких военнопленных. Они рассказали, что тоже строили предприятие — в частности, бывшую заводскую поликлинику, а теперь приехали помогать детям из чернобыльских регионов. Время залечило многие раны. Время разрушения сменилось временем созидания.

Фото из архива ОАО «Гомсельмаш»

 База на десятилетия

По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета БГУ Виталия Макаревича, восстановление страны условно можно разделить на два этапа.

— Первый — это период, когда на основной территории страны еще шли боевые действия. Осенью 1943 года небольшую часть на востоке удалось освободить. Практически сразу там принялись налаживать жизнь. Восстановление начало проходить в прифронтовых условиях и с ориентиром на нужды фронта. Например, отстраивали ремонтные заводы для боевой техники, приводили в порядок транспортное полотно. Второй этап наступил после полного освобождения Беларуси в ходе операции «Багратион».

Это уже были масштабные работы с серьезным планированием. Официальным стартом принято считать 26 мая 1945-го, когда вышло Постановление Госкомобороны «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения». Именно в тот момент взяли курс на нужды простого народа, который выстоял в той страшной войне.

В Беларуси при возрождении экономики упор был сделан на тяжелую промышленность.

— Машиностроение, металлообработка, мощная энергетика. Для сравнения: в 1930-х белорусское производство развивалось в ключе переработки сельхозпродукции, легкой промышленности, выпуска товаров народного потребления. Что же изменилось? На территории нашей страны в 1944—1945 годах размещались предприятия, обслуживающие фронт, — на их базе можно было быстро развивать новые формы производства в мирное время.

Так, Минский автомобильный завод был основан на предприятии, которое занималось ремонтом и сборкой техники, приходившей по ленд-лизу (а еще раньше — в годы оккупации — немцы устроили здесь предприятие по ремонту своей техники), — приводит пример Виталий Макаревич.

Кроме того, в качестве репараций в СССР приходили станки, оборудование для цехов. Отвозить их в глубь большой страны не было смысла, поэтому ими укомплектовывали наши заводы. Например, в определенной степени благодаря этому удалось в кратчайшие сроки запустить работу велозавода в Минске.

— В 1946-м началась очередная советская пятилетка. В БССР был принят закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства республики на 1946—1950 годы. Беларусь сталкивалась с большими трудностями. Это и нехватка кадров, и задержка поставок техники, энергетических мощностей, международной помощи, которая шла из самых разных мест: помимо репараций ресурсы приходили из других советских республик, была поддержка по линии только что созданной ООН, — говорит историк.

Тракторный завод в Минске начали строить в 1946-м на базе завода по ремонту танков, но сразу дела шли не очень гладко. Объявили ударную стройку, привлекли кадры со стороны — и уже в 1948 году показали первый мотор, а в 1949-м — первый образец трактора.

— И это всего спустя пару лет после войны. Важно понимать, что оккупация и боевые действия отбросили экономику республики на уровень 1928 года, а энергетику — 1913-го, — обращает внимание Виталий Макаревич. — Сложностей добавлял и тот факт, что до 1939 года наши западные области находились под Польшей и были сельскохозяйственными, промышленность там практически не развивалась. После воссоединения с БССР и после войны тут заводы и фабрики возводились практически с нуля. С другой стороны, эта часть страны пострадала чуть меньше, чем восточные области.

В послевоенный период в Белорусском военном округе расположилось большое число танковых и других частей, а также необходимо было обслуживать советскую технику в страна социалистического блока, что также требовало создания в БССР мощного промышленного комплекса.

Ученый подчеркивает, что заложенные в послевоенный период предприятия до сих пор играют важную роль для экономики Беларуси. Продукция МТЗ и МАЗ конкурентоспособна и востребована не только на внутреннем, но и на мировом рынке. При этом коллективы на этих предприятиях — около 15 тысяч человек.

— Но не промышленностью единой жила Беларусь в послевоенные годы. Шло восстановление сельского хозяйства. В 1946-1947 годах ситуация в этой сфере ухудшалась. Не хватало людских ресурсов, техники и посевного материала. Другие республики передавали нам скот, но катастрофически не хватало кормов, что тормозило быстрое восстановление животноводства, — говорит историк. — Массового голода не было - помогала картошка, которая поддержала нас и в 1930-е. В целом сельское хозяйство смогло оправиться от последствий войны только в 1950-х годах.

Важнейший фактор восстановления страны — люди. Геноцид белорусского народа, потери на фронте и вынужденная миграция привели к тому, что население сократилось на треть по сравнению с предвоенными годами.

— Много людей приезжало из других республик на помощь БССР. Инженеры, учёные, отчасти рабочие, сотрудники силовых структур, квалифицированные руководители для новых предприятий ехали к нам со всего СССР. Впрочем, и наши люди нередко отправлялись в другие республики большой страны. Такая тогда была практика: советский человек был интернационалистом, формировался советский народ с его новым мышлением и пониманием глобальных целей построения нового, как считалось более совершенного общества, — отмечает Виталий Макаревич. — Подойти к населению, которое было у нас в 1941-м, удалось только в конце 1980-х годов.

Дружественный подход

Проспект Независимости — одна из самых протяженных улиц Европы и украшение нашей столицы. Но примечателен он не только этим. Строили его команды из разных городов и даже стран. Известно, что большая часть жилых домов была возведена с привлечением специалистов из города-побратима Ленинграда по образу и подобию отдельных зданий Невского проспекта. В Северной столице отливали и послевоенный памятник Владимиру Ленину, который стоит у Дома Правительства.

Фото Алексея Вязмитинова

Теплые отношения у минчан в те годы сложились и со строителями из Сталинграда. В знак дружбы жители города на Волге, тоже сильно пострадавшего в годы войны, привезли кирпичи из легендарного Дома Павлова. Их заложили в основание многих зданий на проспекте Независимости.

А ГУМ — это вообще дар украинского народа белорусам. Проект магазина, материалы для строительства, процесс возведения — всем этим занимались наши братья-славяне. Оттого в его оформлении так много народных мотивов.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евфросиния Базылева, в 11 лет стала партизанской связной,детство и юность провела в Могилеве, живет в Минске:

— Я до сих пор хорошо помню день, когда освободили наш родной Могилев. Рядом с городом была огромная лужайка, усыпанная колокольчиками, по ней маршировали солдаты с гармошкой и пели победные песни.

После освобождения началось активное возрождение: открывались школы, магазины, медицинские учреждения, восстанавливались фабрики и заводы, налаживалась работа городского транспорта — первый автобусный маршрут заработал в 1946-м. Я только после войны впервые попробовала конфеты! Современным детям не понять, а для нас это была настоящая диковинка. После партизанских лет вернулась за школьную парту. Затем поступила в Могилевский педагогический институт. После замужества переехала в Минск и больше 30 лет преподавала русский язык и литературу в одной из школ.

Фото из архива «СБ» и БЕЛТА

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter