Французские герои белорусского неба

За годы войны летчики полка «Нормандия—Неман» сбили 273 самолета

Отдавая дань глубокого уважения к героическим действиям в белорусском небе, Беларусь увековечила места гибели летчиков французского авиасоединения памятными знаками. В год празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне «Белросбанк», входящий во французскую финансовую группу «Societe Generale», совместно с руководством местных исполнительных органов принимал участие в торжественной церемонии возложения венков к памятным местам в честь летчиков «Нормандии—Неман».

Героизм французских летчиков навсегда останется в сердцах потомков. Половина летного состава так и не увидела победный салют, отдав свои жизни в борьбе с фашизмом.

«В наушниках сплошной рев и визг. Мы кружимся, как сумасшедшие. Делаю крутой вираж и в перекрестии прицела замечаю ненавистную черную свастику немецкого самолета. Жму на гашетку. Меня пьянит запах пороха. Самолет пикирует, как бешеный, взвивается свечой, делает перевороты. Зубы стиснуты, в висках стучит. Вдали сверкающий Неман – четкий ориентир. Десять секунд бреющего полета, и я на аэродроме…» — это одно из ярких впечатлений о воздушных боях над территорией Беларуси Франсуа де Жоффра, летчика легендарной французской эскадрильи «Нормандия – Неман». Подразделение прошло славный боевой путь от Курской дуги до Кенингсберга, участвуя в том числе в операции по освобождению Беларуси.

Боевая эпопея французских летчиков, сражавшихся плечом к плечу с советскими авиаторами началась в марте 1943 года… Предшествовали первому вылету переговоры между представителями советской и французской сторон: заместителем уполномоченного Ставки Верховного Главнокомандования по иностранным формированиям генерал-майором Л. Панфиловым и генералом Э. Пети, прибывшим в СССР в качестве постоянного военного представителя Французского национального комитета. По итогам встреч 25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участии французских авиационных частей в боевых операциях на советско-германском фронте, предусматривающее формирование истребительной авиационной эскадрильи. В честь одной из наиболее пострадавших от фашистов французской провинции, группу назвали «Нормандия». Она стала французским национальным формированием: летчики носили темно-синюю униформу национальных ВВС и знаки различия, командование эскадрильи было французским, команды на земле и в воздухе отдавались на их родном языке.

…26 марта 1943 года. Немецкий самолет-разведчик вылетел с заданием в советский тыл, когда вдруг в районе Калуги на высоте 4000 метров немецкий пилот неожиданно слышит в наушниках французскую речь! Он испытал настоящий шок. А для французских лейтенантов Дюрана и Дервиля это было первым боевым заданием. Они летели на перехват. Так официально началась боевая часть истории «Нормандии».

Уже в июле того же года на базе эскадрильи сформировали 1-й истребительный авиаполк «Нормандия», в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». За успешное участие в боях по форсированию Немана приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооруженными Силами полку было присвоено почетное наименование «Неманский».

Во время Белорусской операции в 1944 году, по мере продвижения Западного фронта на территорию Витебской области, в район Лиозно, французский полк перебазировался на аэродром около деревни Дубровка. Летчики «Нормандии» влились в общий смерч сухопутных и воздушных сражений по освобождению истерзанной белорусской земли. Французские летчики показали исключительное мастерство ведения воздушного боя, одержав ряд блестящих побед летом 1944 года. Радость викторий омрачали потери боевых товарищей. Гибель отважных добровольцев тяжело переживали в полку. Внимание и поддержка советских военных помогали легче воспринимать трагедии военного времени, разлуку с родными. Свидетельством поистине братских отношений между советскими и французскими летчиками может служить эпизод, произошедший в небе над Беларусью.

На новый аэродром летчики «Нормандии—Неман» перебазировались на одноместных самолетах. Летчик-истребитель капитан Морис де Сейн разместил своего механика Владимира Белозуба за бронеспинкой, когда в полете из-за неисправности в кабине начали скапливаться пары бензина. На доклад летчика о резком снижении давления топлива был получен приказ командира полка о немедленном катапультировании. У пилота была возможность выполнить команду, но он не мог оставить своего механика, у которого отсутствовал парашют. Слабо управ-ляемый самолет прошел над посадочной полосой, продолжая планировать к границе аэродрома. Когда до земли оставалось около 100 метров, Як резко накренился и начал падать. Через несколько секунд последовал удар о землю и взрыв… Во имя большой дружбы, родившейся в борьбе с общим врагом, французский летчик Морис де Сейн, пытаясь спасти механика старшину Владимира Белозуба, не колеблясь, пошел на риск, стоивший ему жизни. Позже его мать мадам де Сейн сказала: «У сына была возможность спастись, но, если бы он бросил товарища, на нашу семью легло бы пятно позора. Он поступил благородно».

Сегодня в районе аварии самолета, неподалеку от деревни Копти Витебской области, на военном мемориале установлен памятный знак с выгравированными именами французских летчиков, погибшими при освобождении Витебщины от гитлеровских оккупантов. Есть в этом списке и строка с именем капитана Мориса де Сейна.

В Могилевской области увековечено гранитной плитой место захоронения еще одного французского летчика — Мориса Бона. Он присоединился к группе в мае 1943 года, после непродолжительной учебы приступил к выполнению боевых задач в рядах «Нормандии—Неман» и уже в июле открыл счет сбитым самолетам. К осени Морис записал в послужной список 6 побед над вражескими асами. 13 октября 1943 года младший лейтенант Бон вылетел в сектор Ленино—Баево, где встретил нескольких «фоккеров», увлекшись погоней за одним из них, сам был атакован фашистами. Французский истребитель героически погиб в районе Городца в возрасте 23 лет.

Уже в наше время руководство «Белросбанка» приняло решение взять шефство над мемориалами, воздвигнутыми в честь летчиков подразделения «Нормандия—Неман». Предполагается реконструкция существующих памятников, а также благоустройство прилегающей территории.

— «Белросбанк» уделяет пристальное внимание теме Великой Отечественной войны, патриотическому воспитанию молодежи, которая в основном работает в нашем банке, – говорил председатель правления «Белросбанка» Игорь Катибников на одной из встреч. — Благотворительные акции для ветеранов Беларуси стали в банке традиционными. В этом году мы пошли дальше. На мой взгляд, эти мероприятия являются важной нитью, которая связывает три страны: Беларусь, Францию и Россию и напоминает о героизме представителей «Сражающейся Франции» де Голля, которые воевали на чужой земле. Летчики «Нормандии—Неман» заслужили Франции право гордиться вкладом своих сыновей в общий успех Победы.

-----------------------------------

Справка «Р»

Всего за годы войны летчики полка «Нормандия—Неман» выполнили 5240 боевых вылетов, участвовали в 869 воздушных боях, сбили 273 самолета противника. Во Франции полк «Нормандия—Неман» просуществовал до 2009 года.

-----------------------------------

На снимке: большинство полетов летчики «Нормандии—Неман» выполнили на машинах Як-3.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter