Есть ли будущее у легкового автопрома?

Француз из Обчака

Новость о том, что в стране стартовали продажи французских автомобилей Peugeot, собранных на заводе “Юнисон” неподалеку от Минска, вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни вздохнули с облегчением: мол, наконец-то и у нас появились престижные седаны и кроссоверы собственной сборки. Другие равнодушно пожали плечами. Дескать, все это мы уже проходили. В разные годы нас убеждали, что мы скоро будем ездить на собственных “Шкодах”, “Фордах” и “Опелях”. Но все попытки наладить в стране сборочное производство известных брэндов не имели успеха. Так почему вдруг сейчас должно получиться? И сможем ли мы вообще выпускать конкурентоспособный легковой автомобиль? Генеральный директор “Юнисона” Валентин Пикуль верит в успех проекта. Говорит, что иначе просто не пришел бы на завод.


Выпуск здесь начали с двух моделей — седана среднего класса Peugeot 301 и кроссовера Peugeot 3008. Но уже в марте планируется выйти на продажи Peugeot Partner и нового бизнес-седана Peugeot 508, а также двух моделей Citroen. Пока речь идет только о крупноузловой, или, как ее еще называют, “отверточной” сборке. Это значит, что все комплектующие, в том числе готовые и уже покрашенные кузова, на завод привозят из-за рубежа. Однако через два года в Обчаке планируют построить собственные цеха сварки и покраски. Производственные мощности при этом предполагается увеличить до  25 тысяч автомобилей в год. Впрочем, потребителей больше волнует не количество, а цена и качество предлагаемых моделей. И дело тут вовсе не в том, чья сборка — наша или европейская, считает Валентин Пикуль. 

— Сам факт того, что второй по величине европейский автопроизводитель доверил белорусскому заводу сборку своих машин, говорит о многом. Немаловажная деталь: сотрудники предприятия, в первую очередь отвечающие за контроль качества, прошли обязательное обучение на заводах концерна PSA Peugeot Citroen во Франции и России. 

В отделе продаж минского автосалона рассказали, что цены на седан Peugeot 301, сопоставимый по классу с такими марками как Skoda Rapid, Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, начинаются от 11 890 долларов в базовой комплектации. Кроссовер обойдется дороже — минимум в 19 000 долларов. Для сравнения, стоимость собираемых в Борисове Geely LC Cross и Geely SC7 составляет соответственно 10 290 и 12 490 долларов. А внедорожник Geely Emgrand EX7 продается по 17 990 долларов. 

В общем, по ценовым характеристикам французы смотрятся вполне достойно. Правда, некоторые автолюбители уже не преминули заметить, что стоимость аналогичных марок в России примерно на полторы тысячи долларов меньше. Однако директор по маркетингу официального импортера Peugeot в нашей стране Валентин Тригорлов ситуацию не драматизирует:

— Дело в том, что российским импортерам сейчас надо разгрузить прошлогодние складские запасы, поэтому они вынуждены придерживать цены, несмотря на то, что российский рубль девальвировался в два раза. В ближайшее время стоимость автомобилей в России неминуемо будет расти, ведь продавцы не могут работать в убыток. Поэтому у нас цены будут более интересными, и скорее россияне поедут к нам, чем мы в Россию. 

Наряду с Peugeot Citroen уже два года в нашей стране осуществляется сборка китайских легковушек Geely на совместном предприятии “Белджи”.  На мой вопрос, не боится ли Peugeot Citroen конкуренции с “китайцем”, Валентин Тригорлов ответил так: 

—  У каждого брэнда свои поклонники, так что нас ожидает нормальная рыночная конкуренция. К тому же мы не собираемся стоять на месте и будем расширять наш модельный ряд. К примеру, скоро на рынке появится Peugeot 508 со 150-сильным двигателем, шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Предварительно стоимость такого автомобиля оценивается в 20,5 тысячи евро. Не забывайте, это автомобиль высокого представительского класса, который стоит в одном ряду с такими брэндами, как Volkswagen Passat, Toyota Camry и при этом дешевле их. 

Конечно, мало сделать автомобиль, его нужно еще и продать. Емкость внутреннего рынка крайне мала. А в той же России сегодня насчитывается около 30 сборочных производств разных брэндов. И там явно будут не в восторге от новых игроков. Конкуренция невероятно высокая, но гендиректор “Юнисона” настроен оптимистично:

— У французского концерна есть свое видение рынка. И если мы говорим о расширении модельного ряда, увеличении объемов производства и возможных поставках на российский рынок, значит, для этого существует и маркетинговая стратегия. 

А вот эксперт в автомобильной сфере Сергей Варивода призывает не спешить с выводами:

— Сборка Peugeot Citroen ориентирована на внутренний рынок. По сути своей, это скрытый импорт, попытка обойти высокий уровень таможенных пошлин и утилизационного сбора. Видимо, такая экономия делает эффективной даже крупноузловую сборку при небольшом количестве автомобилей. Выход же на внешние рынки без серьезной локализации производства невозможен. К примеру, чтобы достичь уровня локализации в 50 процентов, надо производить у себя двигатель либо такие крупные узлы, как коробка передач или задний мост. Если вернуться к “Белджи”, то пока нет никакой информации о том, что начато строительство завода по производству кузовов Geely. И если за оставшиеся два года этого не сделают, то велика вероятность, что данный проект будет бесславно завершен. То же самое касается и предприятия “Юнисон”. 

Неужели будущее выглядит столь мрачно? Умеем же мы делать хорошие автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовики. Что же мешает нам замахнуться на легковое автомобилестроение? 

— В техническом плане я не вижу никаких проблем, — комментирует ситуацию заместитель директора по научной работе Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Владимир Альгин. — Есть у нас и высококвалифицированные кадры. Другое дело, что в одиночку противостоять глобальным трендам невозможно. А вот в кооперации с французами и китайцами, имеющими свои бренды, мы могли бы занять свои ниши на рынках Евразийского экономического союза. 

— Мне очень хотелось бы верить, что будущее у нашего автопрома есть, — поделился своим видением проблемы председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — За качество сборки, как мне кажется, причин переживать нет. Тот же “Юнисон” соответствует стандартам компании Peugeot Citroen. Цена производимых автомобилей на данный момент адекватна для этого сегмента. Еще один экономический плюс для нас — создание дополнительных рабочих мест. Окончательный же успех зависит от того, будет ли найден дополнительный альтернативный рынок сбыта продукции.

Топ-20 легковых автомобилей в Беларуси

(по итогам продаж в 2014 году)

1. Volkswagen Polo — 2247

2. KIA Rio — 1438

3. Renault Sandero Stepway — 1317

4. Geely SC7 — 1238

5. Renault Duster —1153

6. Nissan Almera New — 852

7. Renault Logan — 830

8. Skoda Rapid — 620

9. Lada 2121 — 619

10. Lada Largus — 607

11. Hyundai Accent (RB) — 592

12. Skoda Octavia — 534

13. KIA Sportage — 501

14. Nissan Qashqai — 456

15. Geely Emgrand X7 — 453

16. Toyota RAV 4 — 418

17. Toyota Corolla — 407

18. Peugeot 408 — 379

19. Citroen C4 Sedan — 316

20. KIA CEED — 289

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter