Франция после ДСК. Скандал с главой МВФ серьезно повлиял на политическую ситуацию.

Хотя до президентских выборов во Франции остался еще год, но предвыборная кампания в стране началась. Началась жестко, с новой точки отсчета политического времени: ареста в Нью-Йорке главного кандидата социалистов на пост президента-2012 главы МВФ Доминика Стросс-Кана.

Стросс-Кан, которого французы зовут ДСК, был несомненным фаворитом предвыборной гонки. По последнему перед арестом опросу общественного мнения IFOP, он мог бы набрать 26% в первом туре выборов, 22% досталось бы главе ультраправого «Национального фронта» Марин Ле Пен, а 21,5% получил бы президент Николя Саркози. В прошлом году ДСК вообще стал самым популярным политиком во Франции. Симпатии ему выразили 76% опрошенных, такой рейтинг имел только бывший президент Жак Ширак. А вот Саркози в 2010 году оказался на 34-м месте по популярности с 38% положительных отзывов. Подорвала его авторитет пенсионная реформа, вызвавшая протесты и беспорядки по всей Франции. На этом фоне социалисты, выступившие против повышения пенсионного возраста, со своей традиционно патерналистской программой выглядели гораздо привлекательнее. ДСК даже удалось заставить общественное мнение забыть, что именно он был идеологом закона о сокращении рабочего времени до 35 часов. Правда, самые твердые левые не прощали ему любви к роскоши. А сексуальные скандалы ДСК умел обыгрывать, не скрывая своей репутации ловеласа.
Теперь все не так. По мнению французских СМИ, события в Нью-Йорке меняют весь расклад президентских выборов 2012 года. Социалисты всерьез надеялись, что Стросс-Кан будет спасителем партии, который выбьет Саркози из Елисейского дворца. И станет вторым президентом-социалистом Пятой республики. После ареста ДСК Социалистическая партия 17 мая провела чрезвычайное совещание о том, что делать дальше. Как проводить «праймериз», которые стартуют 28 июня? И, главное, кого на них выбирать? Разумеется, они стараются сохранять лицо. «Социалистическая партия не ослаблена. Она сохраняет своих лидеров, главный из которых – Мартин Обри, – заявил  «номер два» соцпартии Арлем Дезир. – Цель партии остается прежней – победить Саркози». Но больше никакой определенности, кроме той, что выдвижение кандидатур пройдет с 28 июня по 13 июля, а первый тур состоится 9 октября.
Циники-эксперты говорят, что Соцпартия должна радоваться, что история с ДСК произошла до начала выборов. Эксперты считают, что уход Доминика Стросс-Кана из политики выдвигает в фавориты Соцпартии бывшего мужа Сеголен Руаяль, экс-лидера левых в 1997–2008 годах Франсуа Олланда.
Но для кого скандал вокруг ДСК, безусловно, стал приятным сюрпризом – это Марин Ле Пен. Теперь дочь основателя Национального фронта и нынешний лидер крайне правых может рассчитывать на победу. По итогам опросов, у нее есть все шансы выйти во второй тур гонки-2012. Она стала официальным кандидатом Национального фронта 16 мая 2011 года. Марин Ле Пен в январе сменила на посту лидера Национального фронта своего 82-летнего отца. И стала новым лицом жесткой программы партии, основанной на противодействии иммиграции, преступности и европейской интеграции. Она резко поменяла идеологию Национального фронта, отказавшись от отцовского антисемитизма и его антиголлистской риторики. Марин сделала упор на антиглобализм и критику европейской идеи, выход из еврозоны и переход к протекционизму, гарантированному «сильным государством». И главное, Марин Ле Пен стремится превратить Национальный фронт из экстремистской ультраправой партии в респектабельное движение.
Показательно, что еще до ареста ДСК и Саркози и другие лидеры президентского UMP с трудом выдерживали конкуренцию с Марин Ле Пен. Она привлекла часть голосов правого электората. Если в октябре 2010 года 8% избирателей, проголосовавших в 2007 году за Саркози, поддержали Марин, то в марте 2011 года – уже 25%. По всем опросам, ее опережал только Стросс-Кан. Он набирал 28–30% в первом туре, гарантируя кандидату Соцпартии выход во второй тур. И получал в финальном поединке около 60% голосов, легко побеждая Саркози.
Но все это было до ареста в Нью-Йорке, после которого в стране возникла новая политическая реальность. Такой расклад во Франции уже однажды случился в президентскую кампанию 2002 года. Тогда после поражения кандидата от UMP Лионеля Жоспена во второй тур вышли президент Жак Ширак и Жан-Мари Ле Пен. И политический класс Франции мобилизовался, чтобы не допустить победы ультраправых. Возможно, так будет и в следующем году, если Марин Ле Пен выйдет во второй тур. Но разница в том, что в 2002 году ее отец получил 20%, а она может рассчитывать на 32%, если не больше.
Ибо стратегия Саркози, основанная на борьбе с радикальным исламом и защите французской национальной идентичности, узаконила праворадикальную риторику,  снимая все новые табу и фактически поощряя антииммигрантские настроения общества.  Это и закон о запрете ношения паранджи, и высылка цыган, и закрытие границы с Италией. И французы могут «предпочесть оригинал копии», то есть самую антииммигрантскую партию – Национальный фронт. А Марин Ле Пен уже заявила, что в случае избрания она инициирует референдум о выходе Франции из Евросоюза: «Я предложу партнерам по ЕС обсудить наиболее вредоносные соглашения, начиная с Шенгена. Если прогресса достичь не удастся, я напрямую обращусь к французам через референдум о членстве в ЕС. Считаю, что в связи с наплывом беженцев из Италии необходимо закрыть Шенгенское пространство».
И напоследок немного о зло-счастном ДСК. Большинство жителей Франции считают, что  Стросс-Кан стал жертвой заговора. Согласно исследованию, проведенному по заказу ряда СМИ, версию заговора против кандидата Соцпартии на президентских выборах разделяют 57% французов. Как пишет «Либерасьон», в апреле ДСК сказал журналистам, что за ним следят и он опасается «дурных намерений» со стороны главы МВД Франции Клода Геана. И предложил один из возможных сценариев: «Якобы изнасилованная женщина на парковке, которой заплатят 500 тысяч или один миллион евро, чтобы она выдумала подобную историю». Есть и чисто житейские вопросы: как технически можно осуществить оральное изнасилование женщины, которая этого не хочет? Ведь требуется ее активное участие в процессе. Однако непрофессионалами нью-йоркских полицейских не назовешь. И просто так такими обвинениями не бросаются. Стросс-Кану же предъявлены обвинения по семи пунктам. И если по каждому он будет признан виновным, то может провести в тюрьме 74 года.
После выбывания ДСК из президентской гонки исход выборов-2012 совершенно не ясен. Опросы  за  год  до  президентских выборов не обладают точностью. Они только помогают уловить ожидания электората. Как опрос, проведенный Harris Interactive по заказу Le Parisien: если выборы состоялись бы в ближайшее воскресенье, в первом туре с 23% голосов победила бы Марин Ле Пен. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter