Зачем Париж рвется в Среднюю Азию и на Кавказ

Франция хочет реванша

Текущий год в Африке прошел под знаменем освобождения от французского неоколониального гнета. Особенно чувствительным ударом для системы Françafrique стала потеря Нигера: сразу же после победы восставшие военные запретили экспорт во Францию урана и других полезных ископаемых. Париж сначала попытался угрожать прямой военной агрессией, однако, когда в Ниамее и других городах африканской страны начались массовые демонстрации, понял, что воевать придется не только с армией Нигера, но и со всем народом. Не получилось у Макрона подбить на интервенцию и ЭКОВАС.

Президент Франции Эммануэль Макрон и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на пресс-конференции в Астане, 1 ноября 2023 года.

Уходят, но не прощаются

Для Пятой республики поражение в Африке стало тяжелым испытанием как в имиджевом, так и в экономическом плане. Большая часть урана, используемого французами в гражданской и военной промышленности, как раз добывалась в Нигере.

До полного изгнания французов из Африки еще далеко, хотя и войска, и транснациональные корпорации постепенно покидают и Нигер, и Мали, и Габон. Одновременно с этим активизировались террористические группировки — как аффилированные с ИГ, так и относящиеся к альянсу туарегских сепаратистов. Особенно непростая ситуация складывается в Мали, где туареги из «Координационного движения Азавад» ведут бои с правительственными войсками вокруг захваченного крупного города Кидала, а также совершают рейды на брошенные миротворческим контингентом МИНУСМА базы на северо‑востоке страны. Всплеск активности боевиков по странному стечению обстоятельств совпал с началом выдавливания французов из Западной Африки — вполне возможно, что объединение в мощный альянс туарегских группировок, имеющих тесные связи с европейскими разведками, является ответом Макрона на провал региональной политики.

Впрочем, влияние Франции в Сахеле, как бы она ни старалась раскачать регион и половить еще немного рыбку в мутной воде, неуклонно падает. Перед Парижем встала нелегкая задача поднять упавший ниже плинтуса международный авторитет и одновременно получить доступ к утерянным ресурсам, прежде всего к урану.

Визиты с двойным дном

Поскольку особо позитивной повестки у Макрона нет (менее чем за год до Олимпиады страна проигрывает «кровавую» битву с парижскими клопами, да и США не дают развернуть хоть сколько‑нибудь созидательную деятельность), президент Франции решил уколоть Россию в ее мягкое подбрюшье в Средней Азии и заодно устроить очередной очаг хаоса на Южном Кавказе.

Но обо всем по порядку. Одно из заметных событий этой осени — недавний визит Макрона в Казахстан. Выбор Астаны в качестве локации для первого визита в регион не случаен: республика обладает большими запасами урана, и Париж был бы не прочь заменить потерянные ресурсы Нигера. По официальным данным, обсуждалась и постройка первой в Казахстане АЭС. В подрядчики активно сватали компанию Framatome, входящую в состав атомного гиганта EDF.

Нашим союзникам по ОДКБ и ЕАЭС стоит учитывать, что французы — это не самый надежный партнер в плане строительства атомных станций. Например, многострадальную финскую АЭС «Олкилуото‑3» они возводили 18 лет, в процессе превысив смету минимум в пять раз и допустив ряд ошибок, которые аукнулись чередой неприятных инцидентов.
Не забыл Макрон и о мягкой силе: между правительствами Казахстана и Франции подписано соглашение о преподавании французского языка в средних школах.
Схожую тематику обсуждал президент Франции и в Узбекистане, где планируется расширить добычу урана в месторождении Джелгенди и наладить работу франко‑узбекского вуза. На очереди, как сообщают французские СМИ, визит Макрона в Кыргызстан, который давно испытывает проблемы с энергетической инфраструктурой и заинтересован в иностранной помощи для ее коренной модернизации.

Армения: напряжение нарастает

Среднеазиатское турне хозяина Елисейского дворца — это цветочки, а вот ягодки проклевываются в Армении. Ее Париж (явно не без активного участия США) начал спешно накачивать оружием. В конце октября министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил, что его страна поставит Еревану оборонительное вооружение и, в частности, системы ПВО. Однако 12 ноября в одном из грузинских портов была замечена крупная партия перевозимых в Армению бронеавтомобилей Bastion, которые точно не подходят под параметры оборонительного вооружения. МИД Азербайджана решительно осудил действия Франции и заявил, что Париж и Ереван «должны положить конец политике милитаризации в регионе и, наконец, понять, что альтернативы миру и сотрудничеству в регионе нет». Но, похоже, Франция взяла курс на нагнетание ситуации и, возможно, даже провоцирование Баку на ответную реакцию — нестабильность на Южном Кавказе будет на руку Западу.
Экономическая и социокультурная повестка визитов Макрона в мягкое подбрюшье России не должна вводить в заблуждение. Целей у поездок только две: получить полезные ископаемые по выгодной цене и попытаться вырвать перспективные республики Средней Азии и Кавказа из зоны влияния России и Китая.
Чем такие действия оборачиваются на практике, все уже видели на примере Украины. Поэтому нашим союзникам нужно быть весьма осмотрительными в выборе новых партнеров: Запад не остановится ни перед какой подлостью.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter