Франко-немецкая победа. «Конституция» ЕС будет пересмотрена.

Итоги саммита, состоявшегося в последних числах октября в Брюсселе, несмотря на принятые там принципиальные решения, прошли незамеченными. А ведь лидеры Евросоюза на саммите согласились на неслыханное предложение Франции и Германии: внести «небольшие» поправки в основополагающий договор ЕС – Лиссабонское соглашение! Теперь эта своего рода конституция Единой Европы, после четырех лет тяжелейших дискуссий и болезненных процедур ратификации в разных странах – членах ЕС, только-только вступившая в силу меньше года назад, будет отредактирована.

Германия заявила, что если ее предложения по созданию постоянного механизма борьбы с долговыми кризисами в еврозоне не будут приняты, Берлин заблокирует на саммите другие реформы. А в ответ на упреки в создании «двух-скоростной Европы» канцлер Ангела Меркель честно признала: «В ЕС не может быть соглашений, по которым между собой не договорятся Париж и Берлин». На что, похоже, возразить было нечего.
Перед началом саммита еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг обвинила Францию и Германию в сговоре с целью изменения фундаментальных соглашений Евросоюза (и была права!). Она подчеркнула недовольство теми соглашениями о создании новой структуры и введении новых правил финансового регулирования зоны евро ЕС, о которых в Довиле договорились канцлер Ангела Меркель и президент Николя Саркози. «Общеевропейские решения не принимаются в Довиле, тем более между двумя странами ЕС, – заявила еврокомиссар. – Это делается в Брюсселе всеми 27 государствами – членами союза на основе серьезного предложения, которое учитывает интересы всех 500 млн жителей Евросоюза». Франция незамедлительно отреагировала на высказывания Рединг, назвав их оскорбительными. Президент же Совета Европы Херман ван Ромпей высказался в примирительном тоне: «Я лишь нахожу компромисс между позициями разных стран».
Германия и Франция выступили с инициативой, чтобы принципы ужесточения экономического контроля ЕС, а также положения о создании постоянно действующего антикризисного стабилизационного фонда сообщества были прописаны в базовом соглашении ЕС. Эти изменения преподносятся в качестве необходимой меры для предотвращения будущих долговых кризисов в Европе. Париж и Берлин считают, что Евросоюзу необходим постоянно действующий механизм регулирования госбюджетов стран ЕС: контроль за бюджетной политикой государств и санкции за нарушение ими установленных для еврозоны норм – вплоть до лишения страны-нарушителя права голоса в руководящих органах ЕС. Конечно, эта инициатива вызвала бурные протесты со стороны целого ряда государств ЕС, в частности Великобритании, Чехии, Люксембурга, Венгрии и других. Однако саммит одобрил изменения в Лиссабонском договоре и реформу Пакта стабильности. Поправки позволят членам Евросоюза создавать фонды для обеспечения экономической безопасности еврозоны и помогать странам, испытывающим трудности. В настоящее время такая помощь затруднена, так как требует длительных согласований на национальных и европейском уровнях. «Мы достигли принципиальной договоренности о создании в ЕС постоянно действующего антикризисного механизма, – заявил президент ван Ромпей. – Страны Евросоюза согласились изменить «конституцию» ЕС, Лиссабонский договор и разрешить европейским странам оказывать финансовую помощь государствам, оказавшимся на грани банкротства. Нынешние законы это прямо запрещают». Участники саммита согласились с предложением ван Ромпея по усилению финансовой дисциплины в ЕС. За нарушение Пакта стабильности теперь будут назначать серьезные санкции. До сих пор его соблюдение было делом добровольным.
Лидеры ЕС попросили президента ван Ромпея подготовить изменения в текст Лиссабонского соглашения к следующему саммиту ЕС, который состоится в декабре. Поправки должны быть внесены к середине 2013 года, когда истечет срок действия временного стабилизационного механизма ЕС, созданного в мае 2010 года после кризиса в Греции.
На настоящий момент отложен вопрос о лишении права голоса в руководящих органах ЕС стран, не выполняющих правила бюджетной политики еврозоны. Пока эта идея энтузиазма у членов ЕС не вызвала. Еще одним источником напряжения на саммите был вопрос о бюджете ЕС на следующий год. Европарламент уже высказался за его увеличение на 5,9 процента, но 11 стран-членов (Великобритания, Франция, Германия, Голландия, Швеция, Чехия, Дания, Австрия, Финляндия, Словения и Эстония) выступили с совместной декларацией о том, что они против превышения предела в 2,91 процента, это «неприемлемо, когда мы принимаем жесткие меры контроля за расходами на национальном уровне». Так что пока участники саммита согласились увеличить бюджет Евросоюза менее чем на 3%, а дальнейшие переговоры по этому вопросу в нынешней ситуации могут, по мнению некоторых аналитиков, и вообще зайти в тупик.
Окончательно вопрос о редактировании договора будет решен на саммите ЕС в декабре. Затем, вероятно, потребуются референдумы. Однако президент ван Ромпей не считает это большой проблемой: «Это не имеет значения, мы достигли согласия по принципиальному вопросу о необходимости антикризисного механизма. А чтобы этот механизм работал, нам необходимы небольшие поправки к договору».
Так что главное не в том, что в период финансового кризиса страны евросообщества оказались разобщенными. А в том, что им показали, что они, конечно, все равные, но некоторые равнее. И с этим осознанием Евросоюз теперь будет жить дальше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter